Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 859678-7 "О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками" (далее - законопроект) разработан в соответствии с национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации", которой в рамках реализации федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" предусмотрена задача по обеспечению нормативного регулирования цифрового взаимодействия предпринимательского сообщества и государства, в том числе в части заключения, изменения, расторжения и хранения трудовых договоров, внедрения кадрового документооборота в электронном виде.
Целью законопроекта является создание и отработка механизмов ведения и применения электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, а также подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом проведение эксперимента планируется с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.
Следует отметить, что в 2018 году Минтрудом России с рядом организаций был проведен эксперимент по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений, направленный на отработку механизмов ведения и применения данных документов при наличии их бумажных версий. В рамках эксперимента, предусмотренного законопроектом, дублирование документов на бумажном носителе не предполагается.
Законопроектом предполагается, что вопросы, касающиеся проведения эксперимента, включая в том числе права и обязанности сторон, виды документов, процедуры их создания и использования, должны быть отражены в коллективном договоре и (или) в трудовом договоре (дополнительном соглашении к нему).
Работодатели участвуют в эксперименте по их добровольному согласию, самостоятельно определяют виды документов, касающиеся трудовых отношений с работниками, в отношении которых будет проводиться эксперимент, структурные подразделения организации, участвующие в эксперименте, принимают локальные нормативные акты, касающиеся проведения эксперимента, в том числе об использовании электронной подписи работодателем и работником.
Участие в эксперименте, предусмотренном законопроектом, работодателей (организаций), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, будет обусловлено наличием или отсутствием источников финансирования.
В настоящее время в данном эксперименте планируется участие Фонда социального страхования Российской Федерации, при этом дополнительные расходы не предполагаются, поскольку Фонд имеет собственный удостоверяющий центр.
Ведение электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, осуществляется работодателем посредством использования информационной системы работодателя или с использованием электронного сервиса информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России".
При заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, а также при внесении изменений в них с использованием информационной системы работодателя применяются усиленные квалифицированные электронные подписи работодателя и работника.
При заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, а также при внесении изменений в них с использованием электронного сервиса информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" применяются усиленная квалифицированная электронная подпись работодателя и простая электронная подпись работника, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.
Работодатель несет расходы по ведению электронных документов, связанных с работой, включая расходы по приобретению и использованию электронной подписи работника.
Работник принимает участие в эксперименте добровольно и вправе отказаться от участия в нем, уведомив об этом работодателя в письменной форме. Законопроектом также закрепляется право работника обратиться с заявлением к работодателю о получении необходимых электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, и корреспондирующая обязанность работодателя не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня подачи работником данного заявления направить (выдать) их работнику (в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, или в виде копий электронных документов на бумажном носителе, заверенных надлежащим образом).
В рамках эксперимента предусмотрено, что уведомление и ознакомление работника с электронными документами, касающимися трудовых отношений, по инициативе работодателя может осуществляться только в рабочее время.
При поступлении запросов уполномоченных органов и организаций, а также профессиональных союзов, в том числе при проведении государственного контроля (надзора), работодатель представляет соответствующие документы, касающиеся трудовых отношений с работниками, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или копию электронного документа на бумажном носителе, заверенную надлежащим образом.
Законопроектом предусмотрено, что Минтруд России осуществляет методическое сопровождение деятельности работодателей по ведению электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, утверждает положение о порядке проведения эксперимента, порядок отбора работодателей для целей их участия в эксперименте и перечень работодателей, участвующих в эксперименте.
Следует отметить, что в настоящее время работодатель направляет в государственные органы и информационные системы информацию о трудовой деятельности работника, затрагивающую основные гарантии работников в сфере трудовых отношений (например, представляет сведения о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, расчеты по страховым взносам в налоговые органы, сведения о работнике для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также о периодах работы по каждому работнику, включая стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, - в Пенсионный фонд Российской Федерации). При этом государственными информационными системами обеспечивается защита указанных данных работников в случае их утраты в информационных системах работодателя или на бумажном носителе.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками"
В целях реализации Федерального закона "О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками" потребуются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2020 году в объеме 124 604,8 тыс. рублей для создания и обеспечения функционирования электронного сервиса информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - система "Работа в России").
Средства на указанные цели предусмотрены в полном объеме в федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в составе бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Использование электронного сервиса системы "Работа в России" будет бесплатным как для работников, так и для работодателей.
Наряду с возможностью использования электронного сервиса системы "Работа в России" предусматривается возможность ведения работодателями - участниками эксперимента электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, с использованием своей информационной системы. В этом случае работодатель самостоятельно несет расходы по ведению электронных документов, включая расходы по приобретению и использованию электронной подписи работника.
Участие в эксперименте работодателей (организаций), финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, будет обусловлено наличием или отсутствием источников финансирования.
В настоящее время в данном эксперименте планируется участие Фонда социального страхования Российской Федерации, при этом дополнительные расходы не предполагаются, поскольку Фонд имеет собственный удостоверяющий центр.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О проведении эксперимента по ведении) отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками"
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающиеся трудовых отношений с работниками"
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 885 "Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России".
Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 885 "Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" необходимо в целях отработки механизмов ведения работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, с использованием электронного сервиса информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России".
Примерный срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Роструд, Минфин России, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России;
2. Приказы Минтруда России:
"Об утверждении положения о порядке проведения эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками";
"Об утверждении порядка отбора работодателей для участия в эксперименте по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками";
"Об утверждении перечня работодателей, участвующих в эксперименте по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками".
Принятие данных приказов предусмотрено частью 2 статьи 2 законопроекта.
Примерный срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Роструд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.