Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 859631-7 "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка определения начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка определения начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. N 23-П, которым часть третья статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет при определении разумного срока уголовного судопроизводства для лица, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (признанного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке потерпевшим), не учитывать период со дня подачи им заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела об этом преступлении в случаях, когда производство по данному уголовному делу завершилось постановлением обвинительного приговора.
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменений в часть третью статьи 6.1 УПК, согласно которым разумный срок судопроизводства для лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, исчисляется со дня начала осуществления уголовного преследования, а для потерпевшего либо для лица, подлежавшего признанию потерпевшим, - со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора. Это позволит обеспечить защиту прав и законных интересов лица, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.
Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях урегулирован ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72, приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736, приказ ФСБ России от 16 мая 2006 г. N 205 и др.).
Надзор за соблюдением закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия осуществляется прокуратурой Российской Федерации. В целях обеспечения эффективности прокурорского надзора и незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов издан приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N 277.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит привести положения УПК в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, а также структурировать соответствующие положения статьи 6.1 УПК.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка определения начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка определения начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства" предусматривает возможность присуждения компенсации потерпевшему за нарушение разумного срока уголовного судопроизводства с учетом начала течения срока такого судопроизводства с момента обращения потерпевшего с сообщением о преступлении, а не с момента принятия по нему законного процессуального решения.
Реализация законопроекта повлечет увеличение количества обращений граждан в суд с административными исковыми заявлениями о присуждении компенсации за нарушение разумного срока уголовного судопроизводства и принятых по ним положительных судебных решений и, соответственно, потребует дополнительных расходов федерального бюджета, а также повысит нагрузку на суды, рассматривающие указанные категории дел.
В силу пункта 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета возложено на Министерство финансов Российской Федерации.
Согласно данным, представленным Минфином России, в 2015 году произведены выплаты по 147 исполнительным документам о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, в том числе на стадии досудебного производства по уголовному делу, на общую сумму 10 397 750 рублей, в 2016 году - по 332 исполнительным документам на общую сумму 21 696 447 рублей, в 2017 году - по 232 исполнительным документам на общую сумму 14 871 652 рублей, в 2018 году - по 237 исполнительным документам на общую сумму 15 891 278 рублей, в первом полугодии 2019 г. - по 112 исполнительным документам на общую сумму 7 937 080 рублей.
В федеральном бюджете на 2019 - 2021 годы на исполнение судебных актов по искам к казне Российской Федерации предусмотрено 5 млрд. рублей ежегодно.
На основании изложенного реализация законопроекта может быть осуществлена в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели Минфину России и судебной системе.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка определения начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка определения начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства" потребует внесения изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка определения начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка определения начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.