Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 862684-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" разработан в целях совершенствования системы государственного управления.
Проектом федерального закона предлагается для назначения на должности категории "руководители" высшей и главной группы должностей федеральной гражданской службы ввести дополнительное требование в виде обязательного опыта работы в субъекте Российской Федерации (в форме стажа на государственной гражданской службе или работы по специальности) в течение не менее трех лет.
Необходимость принятия предлагаемого законопроекта обусловлена тем, что решения, принимаемые на федеральном уровне, зачастую не учитывают особенности и потребности регионов России. Примеры названных решений будут приведены ниже.
"Реформа ТКО"
В конце 2017 года был принят N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31 декабря 2017 года, реализующий так называемую "мусорную реформу.
Разработка реформы обращения с отходами велась с 2016 года. Между тем, не была учтена специфика обращения с отходами в сельской местности, где практически весь твердый мусор сжигается в печах, а бытовой отправляется в компостную яму. Сельские жители были приравнены к городским, им стали приходить стандартные платежные документы, жители не понимают, за что они должны платить.
Только после вступления в силу N 503-ФЗ выяснилось, что у органов местного самоуправления отсутствуют средства на строительство контейнерных площадок и закупку контейнеров, региональные операторы на себя такие расходы брать не хотят, а нормативно-правовая база не позволяет их к этому принудить.
В результате, по состоянию на сентябрь 2019 года лишь половина муниципалитетов имели доступ к оборудованным контейнерным площадкам.
Только после вступления в силу N 503-ФЗ выяснилось, что во многих регионов нет мусоросжигательных заводов, удовлетворяющих всем требованиям полигонов, а также сортировочных комплексов.
Не были учтены особенности транспортной логистики в крупных по площади субъектах федерации: региональным операторам предлагается вывозить мусор на полигоны за 300-400 километров. Есть огромное количество удаленных лесных поселков, с которыми нет круглогодичного сообщения по земле, рядом с ними экономически нецелесообразно оборудовать новые полигоны. В результате, руководство поселков вынуждено нарушать законодательство и складировать мусор на неподготовленных площадках.
Несмотря на трехлетнюю подготовку, к началу реформы не были утверждены порядки ведения раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и единой системы классификации таких затрат, профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и требований к ее осуществлению.
"Пенсионная реформа"
При разработке пенсионной реформы не была учтена разница в продолжительности жизни между регионами. В качестве обоснования для необходимости повышения пенсионного возраста авторы законопроекта приводили тот факт, что в России средняя продолжительность жизни выросла до 72 лет. Но на момент принятия закона о повышении пенсионного возрастав 47 субъектах федерации ожидаемая продолжительность жизни мужчин была ниже 65 лет, то есть ниже нового срока выхода на пенсию. В трех регионах страны мужчины, в среднем, не доживали даже до действующего пенсионного возраста.
"Межбюджетные отношения"
Отмена налога на движимое имущество организаций привела к выпадающим доходам регионов в размере более 181 млрд рублей. При этом в качестве одной из мер компенсации Минфином была предложена передача акциза на крепкий алкоголь в региональные бюджеты. Однако в ряде регионов данный акциз просто не с чего собирать ввиду отсутствия производства алкоголя.
Введение дополнительного требования в виде обязательного опыта работы на региональном уровне для кандидатов на должности категории "руководители" высшей и главной группы должностей федеральной гражданской службы позволит обеспечить большую погруженность чиновников, принимающих решения, влияющие на жизнь людей в регионах России, в экономические, климатические и другие особенности субъектов РФ.
Установление нижнего предела срока обусловлено закрепленным в законодательстве РФ среднесрочным финансовым планированием на три года. За этот период государственный служащий, претендующий на занятие руководящей должности высшей и главной групп должностей гражданской службы, сможет принять участие в формировании федерального бюджета, бюджета субъекта, бюджетов муниципальных образований на предстоящий год и плановые периоды, а также в исполнении указанных уровней бюджетов.
Проект федерального закона потребует внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. В этой связи дату вступления закона в силу предлагается установить по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. При этом его положения не будут распространяться на правоотношения, возникшие до дня вступления Федерального закона в силу.
Законопроект не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" потребует внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.