Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 861991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства"
Досье на проект федерального закона
Данным законопроектом предлагается установить в качестве высшей меры уголовного наказания - одиночное пожизненное лишение свободы.
Согласно действующему уголовному законодательству высшей мерой наказания является смертная казнь.
Уголовным кодексом Российской Федерации смертная казнь предусмотрена за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и геноцид (ст. 357).
Российская Федерация 16.04.1997 подписала Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в котором установлена отмена смертной казни в мирное время.
Применение смертной казни в качестве меры наказания в настоящее время приостановлено до ратификации Протокола N 6 и внесения соответствующих изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, связанных с отменой этой санкции.
В отношении лиц, признанных судом виновными по перечисленным выше статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, и приговоренных к смертной казни, приговор не приводится в исполнение и они отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы в исправительных учреждениях.
В сложившейся ситуации фактически действующей высшей мерой уголовного наказания является пожизненное лишение свободы, которое осужденные лица отбывают в исправительных колониях строгого и особо строго режима.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Уголовного кодекса РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Уголовным кодексом РФ наказание в виде пожизненного лишения свободы предусмотрено более чем за двадцать видов преступлений, в то время как смертная казнь только за пять.
Применение к лицам, осужденным к смертной казни более мягкого наказания в виде пожизненного лишения свободы противоречит принципу справедливости, установленному в п. 1 ст. 6 УК РФ.
Законопроектом предлагается заменить смертную казнь одиночным пожизненным лишением свободы с отбыванием наказания в тюрьме.
С одной стороны одиночное пожизненное лишение свободы с отбыванием наказания в тюрьме, является более строгим наказанием, чем пожизненное лишение свободы с отбыванием в исправительной колонии. Это позволит соблюсти принцип справедливости, установив разную степень ответственности за преступления различной тяжести и меры вины.
С другой стороны, это гарантирует конституционное право каждого на жизнь и позволит избежать фатальных последствий из-за возможных судебных ошибок, в случае приведения приговора смертной казни в исполнение.
Мораторий на применение смертной казни является бессрочным и предположить когда ситуация о применении смертной казни на территории Российской Федерации определится сложно. В связи с этим представляется обоснованным установить на время действия моратория в качестве высшей меры наказания одиночное пожизненное лишение свободы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, дополнения актов федерального законодательства.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного Законодательства" потребует внести соответствующие изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.