Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) систему наказаний изменить - исключить наказание в виде смертной казни и установить одиночное пожизненное лишение свободы с отбыванием наказания в тюрьме.
Как следует из пояснительной записки, в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы и подписанием Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод фактически действующей высшей мерой уголовного наказания является другая, более мягкая, - пожизненное лишение свободы, которую осужденные лица отбывают в исправительных колониях особого режима (в пояснительной записке ошибочно указано строгого и особо строгого режима), что, в свою очередь, противоречит принципу справедливости, установленному в пункте 1 статьи 6 УК РФ.
По представленному законопроекту полагаем возможным высказать следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р о разъяснении пункта 5 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П отметил, что "в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер ("впредь до ее отмены") и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной статьей 20 (часть 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей".
Таким образом, в Российской Федерации на сегодняшний день продолжает действовать мораторий на применение смертной казни в мирное время, а решение вопроса о сохранении или отмене данного вида наказания относится к исключительной компетенции федерального законодателя.
Кроме того, обращает на себя внимание то, что обоснование данной законодательной инициативы в пояснительной записке к законопроекту не подкреплено какими-либо статистическими, аналитическими и иными данными, свидетельствующими о необходимости предлагаемых изменений, как того требует подпункт "а" пункта 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в редакции Постановления Государственной Думы от 2 июля 2014 г. N 4718-6 ГД.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Верховного Суда РФ от 22 ноября 2019 г. N 4-ВС-7433/19 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 861991-7 "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием уголовного законодательства"
Текст письма опубликован не был