Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 865816-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 6 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов.
Частью 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. В связи с этим территория, расположенная в границах территории морского порта в пределах 500 метров от береговой линии моря, относится к водоохранной зоне моря. Данное ограничение может привести к полной остановке перевалки указанных грузов в российских портах.
В соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации поставлена задача по увеличению экспорта отечественной продукции, включая агрохимикаты. Существующие портовые мощности, построенные до введения запрета на размещение складов агрохимикатов в водоохранной зоне, не позволяют переваливать увеличивающиеся объемы агрохимикатов.
При реализации проектов по строительству новой портовой инфраструктуры невозможно получение положительного заключения экологической экспертизы на проектную документацию по строительству или реконструкции портовых мощностей при наличии запрета на размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов в водоохранной зоне. В связи с этим приостановлена реализация проектов по развитию терминалов по перевалке агрохимикатов в морских портах Туапсе, Усть-Луга, Мурманск.
При этом на действующих терминалах в обязательном порядке соблюдаются требования, установленные статьей 61 Водного кодекса Российской Федерации (в части установления особых требований по охране водных объектов при проведении строительных и иных работ в водоохранных зонах) и частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (в части установления дополнительных требований к проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации хозяйственных и иных объектов, допускаемых к размещению в границах водоохранных зон), Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", санитарными правилами и нормативами СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов".
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части хранения агрохимикатов" (далее - законопроект) предлагается внести изменение в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающее снятие запрета по хранению агрохимикатов на территориях портов. Данная поправка будет способствовать снятию ограничения по развитию портовой инфраструктуры, переориентации грузопотоков из морских портов сопредельных государств, наращиванию экспорта и строительству новых терминалов по перевалке агрохимикатов. При этом законопроектом вводится запрет на строительство новых специализированных хранилищ агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос.
Вместе с тем законопроектом предусмотрено внесение изменения в статью 6.5 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", допускающее возможность хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 г. года и расположенных на территориях портов, что позволит использовать ранее построенные и действующие в настоящее время терминалы для перевалки агрохимикатов. В указанной зоне расположены ряд действующих складских комплексов (например, комплексы по перевалке удобрений в городах Туапсе, Мурманск).
В соответствии с общей схемой хранения и перевалки агрохимикатов на территориях портов запасы агрохимикатов накапливаются в крытых складах большой емкости (до 60 - 75 тыс. тонн), после подхода судна к терминалу они перегружаются в трюм судна с использованием закрытых конвейерных лент и специальной погрузочной машины, что обеспечивает быструю и безопасную погрузку, а также безопасное хранение необходимых объемов продукции.
С целью исключения отрицательного воздействие на качество водных ресурсов, по причине хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах в водоохранных зонах портов, законопроектом предусмотрены нормы, вносящие изменения в статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации специализированных хранилищ агрохимикатов, планируемых к размещению в границах водоохранных зон на территориях портов.
Отсутствие запретов на размещение в портах складов агрохимикатов соответствует общемировой практике. Во всех крупных портах Европы, Америки, странах Ближнего Востока и Азии, а также в странах Прибалтики и в Украине склады агрохимикатов в портах располагаются в непосредственной близости от береговой линии, что обеспечивает минимизацию рисков негативного влияния на окружающую среду при перевалке данного вида груза (пыление, просыпание продукта). Отсутствие дополнительных операций по перегрузке позволяет сохранять товарный вид и качество продукции (сохранять гранулы, уменьшать механическое воздействие на продукт), а также минимизировать расходы и время, затрачиваемые на перевалку.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.