Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 870659-7 "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Предметом нормативно-правового регулирования проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) являются отношения, возникающие при реализации военнослужащими права на труд путем прохождения военной службы по контракту.
Законопроект разработан в целях совершенствования порядка прохождения военной службы в части, касающейся уточнения сроков заключения нового контракта о прохождении военной службы (далее - контракт) с военнослужащим, имеющим воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), а также уточнения срока заключения контракта с военнослужащим, поступившим (направленным) в военную образовательную организацию высшего образования для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук.
Согласно подпункту "а" пункта 5 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий независимо от состава может заключать новый контракт сроком на один год, три года, пять лет, десять лет или на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе).
При этом Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" до 2014 года не предусматривал возможности заключения военнослужащим нового контракта сроком на один год.
Данная норма была установлена Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях привлечения граждан, ранее проходивших военную службу по контракту, к поступлению на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности солдат (матросов), сержантов и старшин.
Проведенный анализ заключения офицерским составом в 2016 - 2018 годах новых контрактов показывает на ежегодное увеличение количества годичных контрактов (в 2018 году около 4 000 офицеров заключили новые контракты сроком на один год, рост составил более 80% по отношению к 2017 году). Дальнейшее ежегодное увеличение количества офицеров, заключивших новый контракт сроком на один год, в перспективе может привести к негативным последствиям при организации и проведении в воинских частях мероприятий по плановой замене военнослужащих.
Так, на основании пункта 6 статьи 16 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", перевод военнослужащего в порядке плановой замены производится не менее чем за один год до истечения срока военной службы (срока контракта), а также не менее чем за три года до достижения предельного возраста пребывания на военной службе.
Принимая во внимание возможные негативные последствия в организации перевода в порядке плановой замены и основываясь на положениях пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства), законопроектом предлагается ограничить для офицеров и прапорщиков (мичманов) право заключения нового контракта сроком на один год.
При этом предлагаемые изменения не затронут правовых норм, устанавливающих сроки заключения нового контракта для военнослужащих рядового и сержантского состава, а также для военнослужащих, проходящих военную службу сверх предельного возраста пребывания на военной службе.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", установлено, что пятилетний срок контракта для офицера, осуществляющего подготовку диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (доктора наук) в адъюнктуре (докторантуре), отсчитывается с даты защиты диссертации на соискание ученой степени.
Положением о присуждении ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842, определено, что диссертация принимается к предварительному рассмотрению при наличии на нее положительного заключения от организации, где она выполнялась. Заключение является действительным в течение 3 лет со дня утверждения и, как показывает практика, соискатель ученой степени может защитить диссертацию не только во время обучения в адъюнктуре или пребывания в докторантуре, но и в любое другое время в период действия данного заключения.
Военнослужащий, не защитивший диссертацию в период обучения (пребывания) в адъюнктуре (докторантуре), освобождается от воинской должности адъюнкта (докторанта) и назначается для дальнейшего прохождения военной службы на иную воинскую должность. При этом военнослужащий проходит военную службу без конкретной даты окончания срока контракта.
Необходимо отметить, что в ранее действовавшей редакции абзаца второго подпункта "б" пункта 5 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" пятилетний срок контракта отсчитывался с даты окончания военнослужащим военно-учебного заведения, адъюнктуры или докторантуры, что не вызывало затруднений в правоприменительной практике при определении конкретной даты окончания контракта.
Для устранения выявленных пробелов в правовом регулировании данного вопроса пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в подпункт "б" пункта 5 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающие заключение контракта на пятилетний срок с даты окончания обучения в адъюнктуре или завершения срока пребывания в докторантуре без привязки к защите диссертации.
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" определяется классификация образовательных программ. В целях единого подхода к вопросу заключения контракта с указанной категорией военнослужащих, а также учитывая различные сроки обучения по программам и специфику военной службы, предлагается в проектируемом абзаце перечислить образовательные программы высшего образования (программа бакалавриата, программа специалитета, программе магистратуры, программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адьюнктуре), программе ординатуры), с даты окончания обучения по которым будет отчитываться пятилетний срок контракта.
Учитывая, что в соответствии со статьями 21 и 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность может осуществляться не только военными образовательными организациями высшего образования, но и научными организациями, предлагается дополнить абзац второй подпункта "б" пункта 5 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" термином "научная организация".
В целях заключения в установленном порядке нового контракта с военнослужащим, подавшим соответствующий рапорт до официального опубликования федерального закона, представляется целесообразным установить, что положения пункта 1 статьи 1 законопроекта вступят в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации, а предполагаемые в нем решения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проекты федеральных законов (федеральные законы), аналогичные по своему содержанию данному законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не повлечет изменений финансовых обязательств государства и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с федеральным законом "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с федеральным законом "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" потребует внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (далее - Положение о порядке прохождения военной службы).
Необходимость разработки проекта указа Президента Российской Федерации обусловлена приведением Положения о порядке прохождения военной службы в соответствие с нормами федерального законодательства.
Целью проекта указа Президента Российской Федерации является уточнение установленных статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы сроков заключения нового контракта о прохождении военной службы с военнослужащим, имеющим воинское звание офицера или прапорщика (мичмана) либо поступившим (направленным) в военную образовательную организацию высшего образования для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук.
Ответственный федеральный орган исполнительной власти за разработку названного проекта указа Президента Российской Федерации - Минобороны России, срок подготовки-6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.