Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 872081-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности реализации программы развития особых экономических зон (далее - ОЭЗ), созданных на территории Российской Федерации для развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Законопроект направлен на устранение правовой коллизии норм Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в части урегулирования правоотношений между управляющей компанией ОЭЗ, наделенной статусом сетевой организации, и потребителями электрической энергии.
В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" управляющая компания ОЭЗ правомочна осуществлять свои функции только в рамках обеспечения функционирования соответствующей ОЭЗ и ее деятельность направлена на создание благоприятных условий для строительства и реконструкции объектов, осуществляемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами исключительно в границах ОЭЗ.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" управляющая компания ОЭЗ, наделенная статусом сетевой организации, обязана заключить договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства с любым обратившимся к ней лицом (в том числе и не находящимся в границах ОЭЗ), так как указанный договор является публичным.
Таким образом, в случае подключения потребителей в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, действия управляющей компании превышают ее полномочия, установленные Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также возникают риски дефицита мощностей, предназначенных для предоставления индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию в границах ОЭЗ.
Кроме того, отсутствие в действующих нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, особенностей закрепления за управляющей компанией ОЭЗ особого статуса сетевой организации может привести к нецелевому использованию средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение деятельности резидентов ОЭЗ, и стать поводом для применения мер ответственности к управляющей компании со стороны контролирующих органов и органов, осуществляющих надзор за деятельностью управляющих компаний ОЭЗ, так как строительство объектов электросетевого хозяйства для ОЭЗ осуществляется за счет федеральных денежных средств, выделенных исключительно на развитие проекта по созданию особых экономических зон, с целью привлечения инвестиций для развития региона путем привлечения резидентов для осуществления ими своих инвестиционных проектов только в границах ОЭЗ.
Для устранения указанной правовой коллизии законопроектом предлагается установить норму, предусматривающую применение законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории ОЭЗ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Также законопроект предусматривает, что особенности процедуры технологического присоединения в случае, если в качестве сетевой организации выступает управляющая компания ОЭЗ, наделенная соответствующим статусом, устанавливаются порядком технологического присоединения, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта не затрагивает существующий рынок взаимодействия между сетевыми организациями и потребителями, и не ограничивает иных субъектов розничных рынков электрической энергии в праве выбора и порядка технологического подключения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Принятие законопроекта устранит правовой пробел регламентации особенностей деятельности управляющей компании ОЭЗ в качестве сетевой организации, приведет к повышению надежности функционирования энергосистемы ОЭЗ и качества обслуживания конечных потребителей электрической энергии, что, в итоге, увеличит эффективность операционных затрат и реализации инвестиционных программ организаций электросетевого комплекса и ОЭЗ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов всех уровней.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.