Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 872152-7 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" направлен на уточнение позиции пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") в отношении ликвидации госпиталей ветеранов войн по решению Правительства Российской Федерации и имеет юридико-технический характер.
В настоящее время в Российской Федерации по информации некоммерческой организации "Союз госпиталей ветеранов войн" осуществляют деятельность 63 госпиталя ветеранов войн (на 1 января 1993 года - 42 госпиталя на 12 тысяч коек), находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (без учета военных госпиталей, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти). Коечная мощность данных госпиталей составляет около 15 тысяч коек. В них оказывается медицинская помощь ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) ветеранов по месту их жительства. В отдельных госпиталях созданы и успешно работают Попечительские советы с участием руководителей регионов, представителей органов законодательной власти, общественных ветеранских объединений.
После принятия Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации не принимало решений в отношении ликвидации госпиталей ветеранов войн. Однако на практике в отдельных субъектах Российской Федерации под различными предлогами предпринимались попытки ликвидации, а чаще реорганизации госпиталей, в том числе передаче их в ведение органов социальной защиты, что снижало их статус как медицинских организаций. Так, постановлением Правительства Калининградской области от 1 июня 2009 года N 323 госпиталь для ветеранов войн был передан в подчинение Министерству социальной политики и труда, с изменением его наименования - государственное бюджетное социально-оздоровительное учреждение Калининградский областной "Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области". Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2004 года N 286 Бурятский республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн был передан из подчинения Министерства здравоохранения в ведение Министерства труда и социального развития. Такие решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вызывали негативную реакцию со стороны ветеранских общественных объединений, так как в нарушение требований пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О ветеранах" принимались без их участия.
Между тем, по правовому статусу госпитали ветеранов войн относятся к медицинским организациям, правоотношения которых регулируются, в том числе Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации (типовое положение о госпитале для ветеранов войн, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 1993 года N 41), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" (п. 1.6) по виду медицинской деятельности госпиталь отнесен к лечебно-профилактическим медицинским организациям. Финансирование госпиталей осуществляется через систему обязательного медицинского страхования, а также частично за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. Основная задача этих госпиталей - оказание медицинской помощи ветеранам войн, ветеранам боевых действий и членам их семей, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Положения Федерального закона N 323-ФЗ были дополнены и конкретизированы Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 465-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", где статьей 29.1 определен четкий порядок ликвидации медицинских организаций в соответствии с гражданским законодательством и учетом подведомственности исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органу местного самоуправления, а также, что очень важно, с учетом оценки последствий принятия такого решения.
Президент России В.В. Путин, выступая 12 декабря 2018 года на заседании Оргкомитета "Победа", посвященного организации празднования 75-летия Великой Победы отметил, что ключевой задачей является забота о ветеранах, и что государство должно четко и неукоснительно выполнять обязательства в отношении предоставленных социальных гарантий ветеранам войн, а власти на местах обязаны знать нужды каждого ветерана и решать их проблемы.
Приведение пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в соответствие с нормами Федерального закона N 323-ФЗ, в котором регламентирован порядок ликвидации медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, усиливает данную правовую норму. Это соответствует задачам государственной политики в отношении предоставления гарантий по оказанию медицинской помощи ветеранам войны, ветеранам боевых действий и членам их семей, другим категориям ветеранов.
При подготовке проекта федерального закона в рабочем порядке были учтены замечания Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики от 20 сентября 2019 года, в том числе Правового управления Аппарата Совета Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы и Комитета Государственной Думы по охране здоровья.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" не повлечет необходимости выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, за исключением внесения изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 марта 1993 года N 41 "О состоянии организации стационарного лечения ветеранов войн в госпиталях для инвалидов Отечественной войны".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.