Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 873609-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" направлен на дополнение перечня сведений об объекте недвижимости, вносимых в кадастр недвижимости.
Российская Федерация располагает 9% всех продуктивных земель планеты. На ее территории производится около 2% мирового объема сельскохозяйственной продукции. На настоящий период площадь земельного фонда Российской Федерации составляет 1712,3 млн га, из которых только 383,7 млн га (22,4%) предназначены для ведения сельского хозяйства.
Земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства (а это земли, относящиеся к категории сельскохозяйственного назначения), выступают как основной производственный фактор, обеспечивающий продовольственную безопасность как одну из главных составляющих национальной безопасности страны.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации прописано, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Для производства сельскохозяйственной продукции используются сельскохозяйственные угодья, на которых правообладатели земельных участков производят посев и посадку сельскохозяйственных культур, сенокошение, пастьбу сельскохозяйственных животных.
Кроме того, 90% площади сельскохозяйственных угодий на территории Калининградской области осушается с помощью закрытой дренажной системы и открытой осушительной сети.
Из-за отсутствия информации о входящих в состав участка сельскохозяйственных угодьях, наличии мелиоративной системы собственники, арендаторы и пользователи земель сельскохозяйственного назначения допускают различного рода нарушения и ошибки при использовании земельного участка.
Зачастую правообладатели участков высевают сельскохозяйственные культуры на кормовых угодьях (пастбищах либо сенокосах), в результате чего при вспашке участка энергонасыщенной сельскохозяйственной техникой повреждают заложенную в почве закрытую мелиоративную систему (на кормовых угодьях мелиоративная система заложена близко к поверхности земли), что в дальнейшем приводит к заболачиванию участка и выводу его из сельскохозяйственного оборота.
В данном случае из-за отсутствия соответствующей информации о характеристиках участка правообладатель наносит вред мелиоративной системе.
Участились случаи, когда правообладатели на сельскохозяйственных угодьях, входящих в состав участка, проводят работы по строительству прудов, зданий, строений и сооружений. При привлечении к ответственности за допущенные ими нарушения в актах земельного контроля правообладатели указывают в объяснениях, что они не обладают информацией о границах и площади расположенных на их участке сельскохозяйственных угодий, закрытом дренаже.
Так, за 9 месяцев 2019 года Управлением Россельхознадзора по Калининградской области в рамках государственного земельного надзора выявлено 6 нарушений на площади 48 га по части 1 статьи 8.6 "Порча земель" Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, 6 нарушений на площади 48 га по части 2 данной статьи, 126 нарушений на площади 12 870 га по части 2 статьи 8.7 "Невыполнение обязанности по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв", 5 нарушений на площади 20 га по статье 10.10 "Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем".
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", направленного на дополнение сведений об объекте недвижимости, будет способствовать сохранению сельскохозяйственных угодий, мелиоративной системы и водохозяйственных объектов. Сбор и предоставление указанных сведений может осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченных в данной сфере органов власти.
Утвержденные нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления сведения о наличии и расположении сельскохозяйственных угодий на землях сельскохозяйственного назначения имеются в органах местного самоуправления (материалы перераспределения земель бывших колхозов и совхозов). По данным материалам Управление Росреестра ведет государственный земельный учет и в рамках межведомственного взаимодействия может предоставлять информацию по сельскохозяйственным угодьям в выписку Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В дальнейшем трансформация (изменение) угодий может проводиться в рамках Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" через проект внутрихозяйственного землеустройства.
Мониторинг по мелиоративным системам и гидротехническим сооружениям согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.10.2012 N 559 осуществляют организации, ведущие паспортизацию государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а именно федеральные государственные бюджетные учреждения по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, эксплуатации каналов и гидроузлов межрегионального значения, которые в рамках межведомственного взаимодействия также могут осуществлять передачу указанной информации для внесения в выписку ЕГРН.
Данный законопроект рассмотрен в апреле текущего года на заседании постоянного комитета ПАСЗР по аграрным вопросам и рыбохозяйственному комплексу (им поддержан), а также на заседании Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, которым внесены замечания и предложения по его совершенствованию.
На их основании доработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" в части наделения полномочиями органа, осуществляющего мониторинг земель сельскохозяйственного назначения и ведение мониторинга мелиорированных земель, направлять в орган регистрации прав (Росреестр) материалы (содержащиеся в них сведения) о сельскохозяйственных угодьях на землях сельскохозяйственного назначения и о мелиоративных системах и отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на земельных участках, необходимые для их внесения в ЕГРН.
Предлагаемый законопроект направлен на эффективное и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, не наносящее ей ущерба, сохранение защитных лесных насаждений и работоспособности мелиоративной сети.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" не потребует дополнительных финансовых расходов.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" потребует внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1) статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.