Заключение Комиссии Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики
на проект законодательной инициативы N 7-448 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", подготовленный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета законодателей по вопросам экономической и промышленной политики (далее - комиссия) рассмотрела проект законодательной инициативы N 7-448 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", подготовленный Костромской областной Думой в порядке реализации права законодательной инициативы, и отмечает следующее.
Проектом законодательной инициативы предлагается внести изменения в статью 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), дополнив ее новыми положениями для предотвращения отказа в выдаче лицензии в случае выявления нарушения (предоставление недостоверной, неполной, искаженной информации; наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах либо наличие не уплаченного по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах административного штрафа) путем направления уведомления соискателю лицензии о наличии данных нарушений и предоставления времени (30 дней) для их устранения.
Также проектом законодательной инициативы предлагается установить трехдневный срок для направления лицензирующим органом соответствующих межведомственных запросов, а также для проверки представленных документов на наличие недостоверной, искаженной, неполной информации в рамках установленного статьей 19 Федерального закона N 171-ФЗ порядка выдачи лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом выявление указанной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя определенным лицензионным требованиям, является основанием для направления лицензирующим органом заявителю уведомления о необходимости устранения таких нарушений в 30-дневный срок.
Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике отмечает в своем заключении, что действующим законодательством уже предусмотрены правовые возможности избежать риск отказа в получении лицензии на основании того, что у заявителя имеется непогашенная задолженность по уплате налогов и сборов. Согласно налоговому законодательству налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Также законодательно установлено, что налоговые органы обязаны по требованию налогоплательщика предоставлять информацию о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
В соответствии с изложенным, Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике полагает нецелесообразным внесение проекта законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, Московская областная Дума, Законодательное Собрание Тверской области поддерживают концепцию проекта законодательной инициативы, так как она направлена на уменьшение финансовых рисков и издержек хозяйствующих субъектов - соискателей лицензии, но имеют ряд замечаний.
Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике полагают, что предложенные проектом законодательной инициативы изменения в порядок уплаты государственной пошлины не могут быть урегулированы Федеральным законом N 179-ФЗ, поскольку он не входит в состав законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обращает внимание на то, что предлагаемые проектом законодательной инициативы основания для направления заявителю уведомления о необходимости устранения соответствующего нарушения являются лишь двумя из возможных оснований для отказа в выдаче лицензии (пункт 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ), в связи с чем представляется необоснованным установление дополнительного срока для устранения именно этих нарушений.
Тем не менее Законодательное Собрание Тверской области обращает внимание на то, что по правилам подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Однако на практике зачисление денежных средств на счет налогового органа происходит в течение нескольких дней с момента исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Это может быть причиной недостоверной информации, содержащейся в справке налогового органа.
Неполная или недостоверная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности, может повлечь необоснованные финансовые издержки на повторную уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, так как в случае отказа в выдаче лицензии госпошлина не возвращается (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ).
Как отмечает Законодательное Собрание Тверской области, существующая судебная практика по обжалованию решений лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии по предусмотренному подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ основанию складывается в пользу соискателей лицензий.
В июле 2017 года пункт 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ дополнен подпунктом 7, в соответствии с которым еще одним основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии не уплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Исходя из существующей практики можно предположить, что ситуация в связи с отказом лицензирующим органом в выдаче лицензии по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 9 статьи 19, будет складываться по аналогии с ситуацией в случае отказа лицензирующим органом в выдаче лицензии по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Принятие проекта законодательной инициативы позволит предотвратить случаи отказа в выдаче лицензии в связи с неполнотой или недостоверностью информации о наличии задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком и содержащейся в государственных информационных системах, что снизит нагрузку на судебные органы по рассмотрению дел об обжаловании соответствующих решений лицензирующих органов об отказе в выдаче лицензии, уменьшит финансовые риски и издержки хозяйствующих субъектов - соискателей лицензий.
Дополнительно Правовое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации полагает целесообразным уточнить содержание уведомления об устранении выявленных нарушений в котором должно усматриваться исправление выявленных недостатков, так как проект законодательной инициативы предусматривает лишь обязанность представления заявителем лицензирующему органу письменного уведомления. Также обращает внимание на то, что проект законодательной инициативы нуждается в дополнительной доработке, так как не вносит изменение в подпункт 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ по аналогии с предлагаемыми изменениями в подпункты 3 и 7 указанного пункта (в части указания соответствующей даты, на которую должно быть выявлено нарушение, являющееся основанием для отказа в выдаче лицензии).
На основании изложенного комиссия рекомендует Костромской областной Думе доработать проект законодательной инициативы N 7-448 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распитая) алкогольной продукции" с учетом указанных предложений и замечаний к проекту и затем внести его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель комиссии |
С.М. Бебенин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.