Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 876381-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей" подготовлен в целях совершенствования оперативно-профилактической работы, направленной на предупреждение и предотвращение преступлений, совершаемых лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, а также лицами, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 03.11.2005 г. N 205, и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 г. N 189, осужденным, подозреваемым и обвиняемым не разрешается иметь при себе средства мобильной связи.
Вместе с тем, в настоящее время наблюдается значительное количество нарушений указанных требований нормативных правовых актов, а также попыток доставки средств мобильной связи на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов.
Несмотря на относительное снижение числа изъятых средств связи количество их по-прежнему остается высоким.
В 2018 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы было изъято средств связи - 56249 ед. (2017 г. - 64004 ед., 2016 г. - 69531 ед.).
В соответствии со статьей 19.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, совершающие попытки передачи средств мобильной связи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, привлекаются к административной ответственности.
Несмотря на принятие в 2013 году Федерального закона от 23.02.2013 г. N 12-ФЗ "О внесении изменения в статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым увеличены размеры административного наказания в виде штрафа (с 1000 - 1500 рублей до 3000 - 5000 рублей), количество лиц, задержанных на режимной территории учреждений уголовно-исполнительной системы за передачу либо попытку передачи средств мобильной связи продолжает оставаться высоким (в 2011 году - 7768, 2012 г. - 7597, 2013 г. - 8439, 2014 г. - 8277, 2015 г. - 7079, 2016 г. - 6408, 2017 г. - 5888, 2018 г. - 5064).
Рост количества нарушений, связанных с незаконным использованием средств мобильной связи в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, способствует совершению лицами, содержащимися в указанных учреждениях, различного рода преступлений.
Так, согласно статистической информации МВД России, в 2017 году в России совершено 44081 преступлений мошеннического характера с использованием средств мобильной связи. Из указанных преступлений лицами, находящимися в местах лишения свободы, совершено 294 преступления.
За первые три квартала 2018 года эти цифры составили 59575 и 508 преступлений соответственно.
Рассматриваемые преступления в основном носят мошеннический характер. Вместе с тем, помимо преступлений мошеннического характера, осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, при помощи мобильных средств связи совершают и иные преступления.
ФСИН России располагает информацией, что средства мобильной связи используются для оказания давления на свидетелей, организации координирования действий членов организованных преступных групп, находящихся на свободе, поставок запрещенных предметов, наркотических средств, а также в экстремистских целях. Незаконное использование средств мобильной связи способствует развитию негативных процессов в учреждениях УИС, таких как давление на администрацию учреждений в целях предоставления незаконных послаблений режима содержания, организации незаконных акций и создания общественного резонанса. Известно также, что через лицевые счета абонентских номеров сим-карт, находящихся в пользовании спецконтингента, происходит обращение безналичных денежных средств, за счет которых осуществляется финансовая поддержка лидеров уголовно-преступной среды.
Принимаемые Федеральной службой исполнения наказаний меры административного и технического характера, выражающиеся в усилении режимных требований и повышении качества проведения обыскных мероприятий, ввиду недостаточности штатной численности работников и финансирования не позволяют полностью решить обозначенную проблему.
Следует отметить, что способы доставки на территорию исправительных учреждений средств мобильной связи становятся все более ухищренными, вплоть до применения беспилотных летательных аппаратов и арбалетных устройств. Кроме того, проведение обыскных мероприятий в ряде исправительных учреждений осложнено особенностями их территориального расположения, наличием обширных промышленных зон, географической удаленностью друг от друга и территориального органа УИС, что исключает возможность привлечения к проведению полномасштабных обысков дополнительных сил и средств.
Источником информации о незаконном использовании лицами, содержащимися в учреждениях УИС, абонентских номеров средств мобильной связи являются результаты проводимых в учреждениях УИС оперативно-розыскных, в том числе оперативно-технических, и режимных мероприятий. Наибольшую эффективность имеет использование при проведении оперативно-режимных мероприятий специальных технических средств, позволяющих достоверно установить наличие и активность в режимных зонах учреждений УИС сим-карт операторов мобильной связи.
В целях предупреждения и пресечения преступлений оперативными подразделениями учреждений и органов УИС проводятся оперативно-розыскные мероприятия. У ФСИН России имеется положительная практика приостановления услуг связи по выявленным в ходе оперативно-розыскных мероприятий абонентским номерам, находящимся в незаконном пользовании у лиц, содержащихся в учреждениях УИС, осуществляемая в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Вместе с тем, возможности приостановления либо прекращения оказания услуг связи в соответствии с указанным Федеральным законом ограничены случаями возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
Необходимость выработки дополнительных мер, в том числе законодательного характера, по противодействию преступлениям, совершаемым с помощью мобильных средств связи из учреждений УИС отметили участники "круглого стола" по обозначенной проблематике, проведенного в марте 2016 года Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.
Настоящим законопроектом предусматривается наделение руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы полномочиями по принятию решений об обращении к операторам связи с запросом о прекращении оказания услуг связи физическим и юридическим лицам в случае обнаружения в ходе оперативно-розыскных мероприятий незаконно используемых на территории исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы абонентских номеров. При этом предполагается, что указанные решения будут приниматься не только для решения задач оперативно-розыскной деятельности в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лиц, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, но и в целях обеспечения режима на территории учреждений УИС.
Реализация требований представленного проекта федерального закона не потребует увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений учреждений и органов ФСИН России, а также их дополнительного финансирования.
Положения проекта федерального закона соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей" не потребуют дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей" потребует принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок взаимодействия операторов связи с местами содержания под стражей и учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.