Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 876368-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" разработан в рамках реализации пункта 1 раздела II протокола совместного с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе выездного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации от 15 мая 2018 г.
Статьей 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотиков.
В период с 2013 года по июнь 2018 г. судами в Российской Федерации рассмотрено 1 041 дело об административных правонарушениях данной категории, сумма наложенных штрафов составила свыше 25,5 млн. рублей. При этом способ совершения указанного административного правонарушения не влияет на его квалификацию.
Анализ статистических данных по делам о пропаганде наркотиков, материалов по таким делам, обращений граждан и организаций в отношении рекламы наркотиков, мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей за последние годы показывают рост количества противоправных деяний данной категории с использованием сети Интернет.
Возможности данной сети привлекают злоумышленников, размещающих соответствующую информацию, поскольку позволяют им зачастую оставаться анонимными. В этой связи информация о наркотиках, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подается в сети Интернет более агрессивно и открыто.
При этом такие действия являются общественно более опасными, поскольку охватывают многомиллионную аудиторию, существенной частью которой являются несовершеннолетние, а также способствуют созданию устойчивого спроса на наркотики и ведут к расширению рынка сбыта запрещенных веществ, попутно "продвигая" пронаркотическую субкультуру.
В целях пропаганды потребления наркотиков и размещения сведений о местах их приобретения злоумышленниками активно используются социальные сети, интернет-площадки популярных форумов, ресурсы крупных тематических сайтов, свободный доступ к которым имеет неограниченное число пользователей.
Анализ МВД России показал, что наибольшую опасность вызывают интернет-ресурсы, созданные и функционирующие для организации сбыта наркотиков (электронные наркомагазины, площадки автопродаж, на долю которых в 2018 году пришлось порядка 11 тыс. обращений или 31% от общего количества запросов), а также социальные сети ("ВКонтакте", "Одноклассники", "Facebook", в отношении страниц которых поступило свыше 8 тыс. обращений или 23% от общего количества запросов).
За первое полугодие 2019 г. МВД России рассмотрено свыше 23 тысяч обращений, по которым принято более 12 тысяч экспертных решений об ограничении доступа к интернет-ресурсам, распространяющим запрещенную информацию о наркотиках. В 2018 году рассмотрено свыше 35 тысяч обращений, по которым принято более 26,5 тысячи экспертных решений (за 2017 год рассмотрено свыше 47 тысяч электронных обращений, по которым принято более 20,5 тысячи экспертных решений о блокировке противоправного контента).
В первом полугодии 2019 г. пресечено 115 административных правонарушений по статье 6.13 КоАП, составлено 82 протокола (за 2018 год - пресечено 348, составлено протоколов - 235; 2017 год - 191 и 151 соответственно).
Представляется, что владельцы интернет-ресурсов, пропагандирующие наркотики, должны нести более строгую административную ответственность, для чего предлагается ввести отдельный квалифицирующий признак в статью 6.13 КоАП, предусмотрев повышенные штрафные санкции для рассматриваемой категории физических, должностных или юридических лиц, одновременно внеся изменения в часть 1 статьи 3.5 КоАП, определяющую размеры административных штрафов.
Корреспондирующие изменения в части ужесточения ответственности за пропаганду либо незаконную рекламу наркотиков предлагается внести в часть 2 статьи 6.13 КоАП в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Также законопроектом предлагается учесть в санкции части 2 статьи 6.13 КоАП правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 17 февраля 2016 г. N 5-П, в части права суда при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, учитывать при назначении административного наказания обстоятельства, позволяющие надлежащим образом оценить соразмерность его последствий целям введения данной меры административной ответственности.
Операторы связи, предоставляющие услуги связи провайдерам хостинга, несут ответственность за неисполнение обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в соответствии со статьей 13.34 КоАП, предполагающей наказание в виде административного штрафа.
При этом размеры данных штрафов составляют 3-5 тысяч рублей для должностных лиц и 50 - 100 тысяч рублей для юридических лиц.
Учитывая доходы операторов связи, особенно крупных телекоммуникационных компаний, имеющих многомиллиардную прибыль, представляется, что действующие штрафные санкции не способствуют достижению цели административного наказания - предупреждению совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статистическим данным, полученным из Роскомнадзора, за 2018 год по статье 13.34 КоАП составлено 1050 протоколов, что на 13,3% превышает показатель 2017 года (910 протоколов). При этом в Российской Федерации услуги связи оказывают порядка 3,6 тыс. операторов связи.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается увеличить штрафные санкции по статье 13.34 КоАП, а также дополнить данную норму отдельным квалифицирующим признаком, предусматривающим повышенную ответственность за повторное в течение года совершение данного правонарушения.
Предлагаемые изменения позволят повысить эффективность противодействия пропаганде и рекламе наркотиков в сети Интернет и не потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за размещение (распространение) запрещенной информации о наркотических средствах и психотропных веществах с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.