Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 886255-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В целях реализации данного конституционного положения российское законодательство предоставляет те или иные льготы и преференции отдельным категориям граждан (детям, многодетным семьям, инвалидам, ветеранам, молодым специалистам и т.д.). При этом, определенные льготы государство также предоставляет некоторым регионам, создавая особые экономические зоны с льготным налогообложением, например, как в Калининградской и Магаданской областях, а также разрабатывает федеральные целевые программы, направленные на поддержку отдельных регионов.
Каждый регион России имеет различные проблемы, связанные с политическими, социальными, национальными или экономическими проблемами. Есть субъекты Российской Федерации являющиеся "донорами", есть и дотационные субъекты. Есть приграничные регионы, есть малонаселенные, есть страдающие от наплыва мигрантов. К каждому из них для достижения справедливости государство должно относиться по-разному.
Так, например, Дальний Восток - это наиболее удаленный от центра регион России. Административно он входит в Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации. Его население составляет около 6,3 млн. чел. (т.е. около 5% населения России). Дальний Восток - это самый депопулирующий регион страны: за период 1991 - 2010 годы демографические потери региона составили 1,8 млн. человек, или 22% населения. При этом площадь региона - 6169,3 тыс. км2, или около 36% территории России.
На Дальнем Востоке преимущественно развиваются добывающие отрасли промышленности - рыбная, лесная промышленность, добыча цветных металлов, на которые приходится более половины товарной продукции. Обрабатывающие же производства развиты крайне слабо. Отдаленность региона обусловливает значительные транспортные надбавки, которые отражаются в стоимостных показателях большинства отраслей хозяйства. Вся экономика региона развивается с повышенным коэффициентом потерь.
Основными проблемами Дальнего Востока является не только удаленность его территорий, но и суровые климатические условия, отсутствие или ограниченность дорожной инфраструктуры, недостаток или полное отсутствие энергоснабжения, неповоротливый бюрократический механизм (решение практически всех вопросов через Москву). При этом имеют место многочисленные законодательные пробелы и противоречия в российском законодательстве, многие из которых возникли в результате уравнивания в правовом отношении центральных регионов России с дальневосточным, без учета реальной социально-экономической ситуации.
Поэтому основными задачами развития Дальнего Востока являются: формирование постоянного населения в регионе, выравнивание условий функционирования и изменение структуры экономики. На сегодняшний день все регионы Дальнего Востока являются дотационными, из которых, согласно данным Росстата, четыре дальневосточных субъекта Российской Федерации входят в десятку самых дотационных субъектов РФ. Это означает, что направляемые в федеральный бюджет налоги потом возвращаются обратно в виде трансфертов или иным способом и то не в полном объеме.
Одной из причин дотационности регионов, например, служит налог на добавленную стоимость (НДС) и сложившийся порядок его уплаты. Фактически НДС, уплачиваемый в федеральный бюджет предприятиями регионов, представляет собой налог на спрос в субъекте Российской Федерации. При этом к самому спросу в регионе федеральный центр может не иметь никакого отношения. Базовая ставка НДС составляет 18%, а это означает, что 18% объема валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ ежегодно уходит в федеральный бюджет. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством налоговые платежи по НДС зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме, и никакого расщепления НДС в пользу регионов не предусмотрено.
Изучение международного опыта показывает, что практика отмены тех или иных налогов для отдельных регионов существует. Так, например, в Израиле НДС отменен для города Эйлат, по местным понятиям сильно удаленного от других городов страны. НДС не взимается в двух индийских штатах. Отсутствует НДС также в Гонконге и Макао. И как видно из примеров, отмена НДС способствует повышению социально-экономического развития региона и страны в целом.
Что касается налога на доходы физических лиц (НДФЛ), то в 15 странах мира его нет вообще, а во многих других НДФЛ имеет нулевую ставку, если доход гражданина составляет менее определенной суммы. Например, в таких странах как Германия и Италия НДФЛ не взимается с граждан, чей годовой доход составляет менее 8000 евро. В пересчете на рубли это составляет 30 тыс. рублей в месяц. А много ли жителей Дальнего Востока получают более 30 тыс. рублей в месяц?
То же самое касается и других федеральных налогов и сборов, взимаемых с граждан и организаций, отмена которых, несомненно, повысит уровень жизни граждан, проживающих на Дальнем Востоке, и станет стимулом для привлечения в данный регион людских и материальных ресурсов.
В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) устанавливает 8 федеральных налогов и сборов, 3 региональных налога и 2 местных налога. Законопроект не затрагивает региональные и местные налоги, установленные Налоговым кодексом, и касается только федерального налогообложения. Также законопроектом не предлагается освобождать от налогообложения иностранных граждан и иностранные организации.
Законопроект направлен на освобождение граждан России и российских организаций дальневосточного региона от восьми федеральных налогов: от налога на добавленную стоимость, от уплаты акцизов, от налога на доходы физических лиц, от налога на прибыль организаций, от налога на добычу полезных ископаемых, от водного налога, от уплаты государственной пошлины и от сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В дальневосточном регионе проживает всего 5% населения Российской Федерации. Освобождение граждан России и российских организаций от федеральных налогов благотворно скажется на уровне жизни жителей Дальневосточного федерального округа и лишь ненамного уменьшит объем федерального бюджета в виде выпадающих доходов. При этом данная мера позволит привлечь граждан России из других регионов переселиться в дальневосточный регион, в том числе для создания новых российских организаций, чья деятельность будет направлена на повышение экономического потенциала страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.