Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 892401-7 "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
Досье на проект федерального закона
Согласно Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим в законодательстве Российской Федерации предусмотрены требования и ограничения к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности.
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; поэтому федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные государственные должности субъектов Российской Федерации, в том числе должности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предопределяется право федерального законодателя вводить для них определенные ограничения и обязанности, в частности аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.
К таким ограничениям относятся, в частности, запреты замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами, и другие.
В то же время Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что лица могут замещать государственные должности субъектов Российской Федерации как на постоянной профессиональной основе, так и на непостоянной основе (например, пункт 4 статьи 2.1, пункт 6 статьи 4, пункты 1 и 2 статьи 11, пункт 2 статьи 12).
Учитывая, что такие лица выполняют свои обязанности на безвозмездной основе, в пункте 2 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если деятельность депутата субъекта Российской Федерации осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Полагаем, что такая же логика должна быть и в частях 3.3 и 3.4 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", предусматривающих запрет для депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также иных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении депутатских полномочий как в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, так и вне его (например, во взаимоотношениях с избирателями) все депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности, однако на тех из них, кто осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, налагаются дополнительные ограничения, в частности, они не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (Определение от 16 января 2018 года N 6-О).
В связи с этим проектом федерального закона предлагается в частях 3.3 и 3.4 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" уточнить, что запрет на участие в управлении коммерческими и некоммерческими организациями распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.