Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 893775-7 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 17 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон) в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Указанный порядок взыскания един и не зависит от размера финансовых санкций, подлежащих взысканию.
Вместе с тем в рамках реализации указанной нормы в течение нескольких лет отмечается существенный рост числа заявлений территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды о выдаче судебных приказов, подаваемых в целях взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона (с 88 000 заявлений в 2016 году до 480 000 заявлений в 2018 году). Существенная часть из указанных заявлений предполагает взыскание незначительных сумм финансовых санкций.
В связи с этим Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г., арбитражным судам рекомендовано отказывать в принятии заявления о выдаче судебного приказа в отношении задолженности по финансовым санкциям, не превышающей 3 000 рублей.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - законопроект) в целях обеспечения эффективности использования бюджетных средств при реализации государственных функций, оптимизации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и судов предусматривается, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации обращаются в суд за взысканием со страхователя финансовых санкций только после того, как общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превысит 3 000 рублей.
Предлагаемое законопроектом суммирование размеров финансовых санкций позволит исключить как необходимость обращения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в суд по каждой незначительной сумме финансовых санкций, так и рассмотрение судами дел по каждому такому случаю.
Предложенный механизм позволит сократить трудозатраты судов и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, а также расходы на мероприятия по взысканию указанных платежей.
Кроме того, законопроектом предлагается устанавливать сроки, в течение которых территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации обращаются в суд для взыскания со страхователя финансовых санкций.
Предлагаемые законопроектом дополнения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.