Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 893063-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на реализацию поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшегося 5 августа 2017 года (перечень поручений от 7 сентября 2017 года N Пр-1773) относительно определения правовых основ применения института инициативного бюджетирования и наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по установлению особенностей реализации института инициативного бюджетирования. Законопроект также направлен на реализацию положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года относительно обеспечения условий для активного участия граждан в улучшении условий жизни в городах, районах, сельских поселениях, учитывая их готовность брать на себя ответственность за конкретные дела, и то, что зачастую они лучше знают, что и как необходимо сделать для улучшения условий жизни на местном уровне.
Главной целью законопроекта является создание правовых основ для развития практики реализации проектов инициативного бюджетирования (инициативных проектов) на муниципальном уровне, реализуемых в разных формах в большинстве субъектов Российской Федерации, позволяющей обеспечить непосредственное участие граждан в определении приоритетных направлений расходования местных бюджетов путём разработки и внесения в орган местного самоуправления проектов инициативного бюджетирования, направленных на решение местных проблем, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований или их частей. При этом обязательным элементом реализации проектов инициативного бюджетирования является обеспечение возможности участия граждан в реализации этих проектов, и общественном контроле за их реализацией.
На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации наработан большой опыт применения проектов инициативного бюджетирования во многих сферах (благоустройство территорий, объекты культуры, транспортная инфраструктура, объекты для культурно-массовых и спортивных мероприятий, сохранение природного и культурного наследия; социальное обслуживание, бытовые услуги и др.).
По данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2018 году в 68 субъектах Российской Федерации на проекты, отобранные с участием граждан или с учетом их мнения, было направлено около 19,3 млрд. рублей, в том числе из бюджетов субъектов Российской Федерации - 10,5 млрд. рублей, за счет иных источников (расходов федерального бюджета, бюджетов муниципалитетов, средств населения, юридических лиц, иных форм софинансирования) - 8,8 млрд. рублей. При этом общий объем средств софинансирования инициативных проектов за счет средств населения и юридических лиц в 2018 году составил 1,9 млрд. рублей.
Правовое регулирование реализации проектов инициативного бюджетирования в настоящее время осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации и характеризуется значительным разнообразием применяемых подходов, что затрудняет установление единых правовых норм на федеральном уровне, регулирующих основные принципиально важные отношения большой совокупности содержательно отличающихся региональных практик инициативного бюджетирования.
Основной направленностью федерального регулирования является закрепление гарантий прав граждан, участвующих в разработке и внесении проектов инициативного бюджетирования, имеющих приоритетное значение для жителей соответствующих территорий, с целью сохранения сути инициативного бюджетирования на муниципальном уровне, а именно - обеспечения непосредственного определения жителями приоритетных направлений расходования местных бюджетов, исходя из реальных потребностей и интересов жителей, с обеспечением возможностей участия граждан в реализации конкретных проектов и общественном контроле за их реализацией.
Одной из особенностей таких проектов является возможность их реализации не только за счет финансовой поддержки из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, но и за счет финансового (посредством внесения добровольных платежей), имущественного и личного трудового участия заинтересованных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций).
Следует отметить, что понятие "инициативное бюджетирование" уже применяется в законодательстве Российской Федерации. Так, в государственной программе Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 320, в целях обеспечения вовлечения граждан в обсуждение бюджетных решений и осуществление контроля за эффективностью и результативностью их исполнения предусмотрено содействие созданию условий для реализации практики инициативного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом в число показателей (индикаторов) указанной программы на 2018 - 2024 годы включен показатель "количество субъектов Российской Федерации, утвердивших в составе нормативных правовых актов программы (мероприятия) о реализации на их территории инициативного бюджетирования". В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных 29 сентября 2018 года, в числе мер по поддержке и развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках единого целеполагания указано внедрение и обучение механизмам участия граждан Российской Федерации в решении вопросов социально-экономического развития соответствующих территорий на основе широко распространенной в мире концепции партисипаторного (инициативного) бюджетирования, с обеспечением роста доли субъектов Российской Федерации, утвердивших программу (мероприятия) по развитию инициативного бюджетирования в составе государственных программ субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 50 процентов.
Однако в законодательстве Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления принципы и правовые основы инициативного бюджетирования не определены.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направленные на установление правовых основ внесения инициативной группой проектов инициативного бюджетирования (инициативных проектов) в местную администрацию соответствующего муниципального образования, порядка работы местной администрации с поступившими инициативными проектами, их конкурсного отбора при наличии конкурирующих проектов, финансового и иного обеспечения реализации таких проектов.
Законопроектом предусматривается, что инициативный проект должен содержать постановку проблемы, имеющей приоритетное значение для жителей муниципального образования (или его части), описания ожидаемых результатов реализации инициативного проекта, предварительный расчет необходимых расходов на реализацию инициативного проекта и планируемые сроки его реализации и ряд других сведений.
Важно подчеркнуть, что проект федерального закона предусматривает вариативность в определении органа местного самоуправления (местной администрации) или иного органа, уполномоченного рассматривать инициативные проекты и принимать по ним решение о поддержке или об отказе в поддержке их реализации. Так, частью 8 новой статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается установить, что законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что инициативные проекты рассматриваются коллегиальным органом (комиссией), формируемой местной администрацией с участием представительного органа местного самоуправления, для рассмотрения инициативных проектов и принятия решения об их поддержке, отказе в их поддержке.
С учетом действующего регулирования нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации отношений по реализации проектов инициативного бюджетирования законопроектом предлагается установить, что порядок внесения и рассмотрения инициативных проектов, порядок и методика проведения их конкурсного отбора, а также порядок реализации инициативных проектов определяются представительным органом (решением схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа) муниципального образования в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 9 новой статьи 26.1).
В законопроекте предлагается под инициативными платежами понимать денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации инициативного проекта.
Принятие законопроекта будет способствовать активизации участия граждан в решении приоритетных для жителей муниципальных образований проблем, развитию общественной инфраструктуры за счет вовлечения граждан в решение вопросов социально-экономического развития своей территории, повышению эффективности и рациональности использования бюджетных средств, в том числе посредством участия граждан в определении приоритетных вопросов, решение которых осуществляется за счет местных бюджетов, а также путем их личного участия в разработке проектов инициативного бюджетирования и в последующем общественном контроле за их реализацией.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части обеспечения реализации инициативных проектов по решению вопросов местного значения не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации - в статью 21 в части присвоения каждому инициативному проекту уникального кода классификации расходов бюджетов, а также в статьи 35, 41 и 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части закрепления инициативных платежей в качестве нового вида неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющего целевой характер использования;
2) Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля" - в части отнесения организованных местных сообществ (в том числе представителей территориальных общественных самоуправлений, сельских старост, советов многоквартирных домов), наряду с общественными палатами (советами) муниципальных образований, к субъектам общественного контроля, а также в части закрепления порядка делегирования инициаторами проекта полномочий по осуществлению общественного контроля за реализацией проекта инициативного бюджетирования гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования;
3) Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - в части установления особенностей и возможностей общественного контроля при реализации контрактов в рамках проектов инициативного бюджетирования на муниципальном уровне;
4) Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" - в части дополнения его положений, регулирующих обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (в том числе посредством обнародования (опубликования) информации в средствах массовой информации, размещения информации в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей местах, а также посредством размещения информации в сети "Интернет"), указанием о размещении сведений о внесенных в орган местного самоуправления проектах инициативного бюджетирования, ходе их рассмотрения в органах местного самоуправления, ходе реализации проектов инициативного бюджетирования, поддержанных местной администрацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.