Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 893779-7 "О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации от 16 февраля 2016 г. N Пр-299 (пункт 3, подпункт "в", абзац девятый) необходимо было представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих установление случаев, определяющих критерии осуществления государственными (муниципальными) учреждениями (далее - учреждение) закупок, выполнение (оказание) которых предусмотрено государственным (муниципальным) заданием для соответствующего учреждения.
В целях выполнения указанной задачи Правительство Российской Федерации поручило Казначейству России совместно со Счетной палатой Российской Федерации провести анализ закупок работ (услуг) за 2015 - 2016 годы государственных и муниципальных учреждений для выявления закупок, предметом которых являются работы (услуги), выполнение (оказание) которых предусмотрено государственным (муниципальным) заданием соответствующих учреждений.
По итогам проведенного анализа было установлено более 2 тысяч государственных (муниципальных) контрактов, предметом которых являются работы (услуги), выполнение (оказание) которых предусмотрено государственным (муниципальным) заданием соответствующих учреждений.
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) учреждение создается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ (далее - государственное (муниципальное) задание), сформированным и утвержденным для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (часть 3 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ). При этом бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Аналогичные нормы в отношении автономных учреждений установлены Федеральным законом N 174-ФЗ.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что оказание услуг, выполнение работ государственным (муниципальным) учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием являются обязанностью указанного учреждения.
Вместе с тем отсутствие прямого запрета в вышеназванных федеральных законах приводит к формированию отрицательной практики, когда бюджетные или автономные учреждения, которым установлено государственное (муниципальное) задание, не выполняют его самостоятельно, а закупают у других юридических лиц, услуги и работы, содержащиеся в его задании. В результате такой деятельности, как отмечает ФАС России, искажается поведение хозяйствующих субъектов на конкурентных товарных рынках, в докладах Счетной палаты Российской Федерации отмечается снижение качества оказания таких услуг (выполнения работ), а потребитель остается незащищенным в спорах с "квази-исполнителями".
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" (далее - законопроект) предусматривается, что бюджетное и автономное учреждение не вправе осуществлять за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания закупки работ, услуг, предусмотренных государственным (муниципальным) заданием, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, при которых закупка работ, услуг необходима для выполнения учреждением государственного (муниципального) задания.
Соответствующие случаи будут установлены актом Правительства Российской Федерации. Так, в отношении услуг общероссийского перечня возможности привлечения соисполнителя услуг установлено не будет.
При этом в отношении услуг, оказываемых юридическим лицам, работ, включенных в федеральные и региональные перечни возможность привлечения соисполнителей будет установлена в соответствующем перечне (будет указана сноска к услугам, работам, допускающая привлечение соисполнителей).
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению "прозрачности" закупок учреждений, формированию единообразной правоприменительной практики в указанной сфере, экономии бюджетных средств.
В целях подготовки участников правовых отношений к новому правовому регулированию законопроектом предусмотрено вступление в силу его положений с 1 января 2021 г.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и других международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Влияние предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
В законопроекте отсутствуют виды государственного контроля (надзора), разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" не потребуется признания утратившим силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и статью 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1043 "О формировании, ведении и утверждении общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации".
Соответствующим проектом постановления будет предусмотрено изменение порядка формирования реестровых записей общероссийских и федеральных перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг, в соответствии с которым в отношении каждой услуги, работы перечня указывается информация о возможности привлечения соисполнителей. Так, в отношении услуг общероссийского базового (отраслевого) перечня (классификатора) государственных и муниципальных услуг, оказываемого физическим лицам, возможности привлечения соисполнителя услуг установлено не будет.
При этом в отношении услуг, оказываемых юридическим лицам, работ, включенных в федеральные и региональные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, возможность привлечения соисполнителей будет установлена в соответствующем перечне.
Примерный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - декабрь 2020 г.
Ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Кроме того, будут подготовлены изменения в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, в части установления запрета на осуществление федеральными государственными учреждениями закупок услуг (работ), оказание (выполнение) которых предусмотрено государственным заданием.
Примерный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - декабрь 2020 г.
Ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.