Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 897093-7 "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 июля 2019 г. N Пр-1496 (подпункт "б" пункта 1), согласно которому необходимо наделить президента образовательной организации и научного руководителя научной организации полномочиями по участию в разработке программ и планов развития этих организаций, в работе их попечительских (наблюдательных) советов, а также полномочиями по руководству деятельностью ученых (научно-технических) советов.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования (далее - президент), при этом совмещение должностей ректора образовательной организации высшего образования (далее - ректор) и президента не допускается.
Согласно пункту 8 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) в государственных или муниципальных научных организациях могут учреждаться должность руководителя научного направления и (или) должность научного руководителя научной организации (далее - научный руководитель). Лица, замещающие указанные должности, обеспечивают формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований в научной организации и не вправе осуществлять полномочия руководителя научной организации, его заместителей.
Следует отметить, что правовое регулирование указанных институтов на законодательном уровне ограничивается только установлением возможности введения указанных должностей без конкретизации их трудовых функций. Вопросы, связанные с правовым статусом президента и научного руководителя, в том числе с определением их полномочий, регламентируются уставами образовательных организаций высшего образования и научных организаций (часть 13 статьи 51 Закона об образовании и пункт 8 статьи 5 Закона о науке), в связи с чем на практике выявлена проблема отсутствия единообразия полномочий президента и научного руководителя.
Закрепленные в уставах образовательной организации высшего образования и научной организации полномочия президента и научного руководителя зачастую пересекаются с полномочиями ректора и руководителя научной организации, либо имеют формальный характер, поскольку могут осуществляться только по согласованию с ректором или руководителем научной организации. Вместе с тем, учитывая, что на указанные должности, как правило, назначаются лица, имеющие большой опыт управленческой, научной и научно-педагогической деятельности, решаемые ими вопросы должны иметь стратегический характер, ориентированный на дальнейшие перспективы развития образовательной организации высшего образования и научной организации.
Учитывая тенденции создания крупных университетов и научных организаций, усложнения управленческих и финансовых процессов, назрела необходимость изменения структуры полномочий ректора университета, руководителя научной организации и президента университета, научного руководителя научной организации.
В связи с изложенным законопроектом предлагается внести изменения в Закон об образовании и Закон о науке и наделить президента и научного руководителя полномочиями по участию в определении программ и планов развития организации, участию в деятельности коллегиальных органов управления, представлению интересов организаций в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями при возложении на них соответствующего полномочия в установленном порядке, по участию в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности организации.
При этом законопроектом предусматривается, что уставами образовательной организации высшего образования и научной организации могут быть предусмотрены и иные полномочия президента и научного руководителя, которые будут учитывать специфику деятельности этих организаций.
Также законопроектом устанавливается, что президент и научный руководитель по решению ученого (научного, научно-технического) совета могут быть председателем указанного ученого (научного, научно-технического) совета организации.
В свою очередь, законопроектом предлагается возложить полную ответственность за управление текущей деятельностью организации, решение организационно-кадровых и финансовых вопросов, практическую реализацию программы и плана развития организации на ректора образовательной организации высшего образования и руководителя научной организации.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в уставы государственных и муниципальных научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что уставы указанных организаций со дня вступления в силу законопроекта действуют в части, не противоречащей нормам, установленным Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции законопроекта) и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции законопроекта).
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребует внесения изменений в уставы научных организаций и образовательных организаций высшего образования, утвержденные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.