Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 896723-7 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации о рекламе алкогольной продукции в целях содействия предпринимательству и конкуренции, а также устранению ограничения права интеллектуальной собственности для производителей алкогольной продукции, средства индивидуализации (товарные знаки и знаки обслуживания) которых содержат образы людей и (или) животных.
Пункт 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" устанавливает, что реклама алкогольной продукции не должна "использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации)".
Это ограничение, принятое в рамках борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя, противоречит провозглашенным в Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 8 и часть 1 статьи 44) принципам поддержки конкуренции и охраны интеллектуальной собственности в случаях, когда в рекламе алкогольной продукции в разрешенных местах не могут использоваться объекты интеллектуальной собственности - товарные знаки и знаки обслуживания, содержащие образы людей и животных.
В указанных случаях данное ограничение является необоснованным, несоразмерным и избыточным, поскольку оно, в частности:
лишает производителей алкогольной продукции права использовать товарные знаки и знаки обслуживания в рекламе именно той продукции, для которой эти знаки зарегистрированы в установленном порядке;
исключает равные условия конкуренции для алкогольной продукции, ставя конкуренцию в зависимость от того, используются или не используются в рекламе этой продукции товарные знаки и знаки обслуживания с образами людей и животных;
допускает использование в рекламе алкогольной продукции конкретных наименований этой продукции со словесными (текстовыми) упоминаниями людей и животных, которые могут содержаться в соответствующих товарных знаках и знаках облуживания;
не принимает во внимание, что реклама алкогольной продукции может выражаться не только в демонстрации самого товара (работы, услуги), но и в демонстрации отдельных элементов упаковки товара или средств индивидуализации товара (работы, услуги), в том числе товарного знака и знака обслуживания;
не учитывает практику применения многосторонних международных договоров с участием Российской Федерации, относящихся к товарным знакам и знакам обслуживания, в части использования этих знаков в рекламе, в том числе в рекламе алкогольной продукции;
препятствует гармонизации российских правовых норм об использовании в рекламе алкогольной продукции товарных знаков и знаков обслуживания, содержащих образы людей и животных, с правилами по этому вопросу ведущих межгосударственных экономических объединений и других стран.
Опыт ограничения рекламы алкогольной продукции в экономически развитых странах Европы, Северной Америки и Азии показывает, что даже с учетом различного подхода в них к регулированию рекламы алкогольной продукции законодательство ни одной из них не содержит ограничений на использование товарных знаков и знаков обслуживания в рекламе.
Это оправданно: товарный знак и знак обслуживания дают возможность привлечь внимание покупателей к обозначенным ими товарам, работам, услугам, ассоциируются с конкретным производителем, исполнителем и соответствующим качеством предлагаемых товаров, работ и услуг.
По данным международного экспертного журнала The Spirits Business, специализирующегося на анализе рынка крепкого алкоголя, в текущем рейтинге мировых брендов крепкого алкоголя по объему продаж в 85 из 150 товарных знаков используются образы людей или животных. Потому принципиально неверно ограничивать в международной конкуренции российские мировые бренды алкоголя, многие из которых входят в указанное число, если в их товарных знаках есть образы людей или животных.
Таким образом, в настоящем виде Федеральный закон "О рекламе" ограничивает конкурентные возможности в рекламе алкогольной продукции тех правообладателей, чьи товарные знаки и знаки обслуживания содержат образы людей и животных.
В этой связи с целью устранения указанного ограничения законопроектом предлагается дополнить статью 21 Федерального закона "О рекламе" новой частью 1.1, устанавливающей: "Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и знаки обслуживания, содержащие образы людей и (или) животных.".
Предлагаемые изменения исключают возможность использования в рекламе алкогольной продукции анимированных образов людей и (или) животных, поскольку допускают использование товарных знаков и знаков обслуживания, зарегистрированных в установленном порядке. Изменение любого элемента товарного знака или знака обслуживания, содержащего образы людей и (или) животных, в том числе путем анимации (мультипликации) автоматически выводит их из-под соответствия зарегистрированному в установленном порядке товарному знаку или знаку обслуживания и выходит за рамки предлагаемого законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.