Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 897312-7 "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) разработан в целях сохранения действующего порядка закупки у единственного исполнителя услуг по реализации на внешнем рынке и экспорту драгоценных металлов и драгоценных камней Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее - Госфонд России).
Драгоценные металлы и драгоценные камни отпускаются из Госфонда России для реализации на внутреннем и внешнем рынках в соответствии с планами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации на текущий год, в стоимостных объемах, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете 1.
Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России для их реализации на внешнем рынке осуществляется с целью получения максимального объема денежных средств в федеральный бюджет, обеспечивающегося за счет получения наиболее выгодной контрактной стоимости, определяемой по результатам сбора ценовых предложений от иностранных покупателей и с учетом актуального уровня цен мирового рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
Определение особенностей порядка ввоза в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывоза из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и драгоценных камней относится к исключительным полномочиям Президента Российской Федерации 2.
Положением о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1137 (далее - Положение N 1137), установлены особенности реализации на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России:
экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России осуществляет акционерное общество "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" 3 (далее - В/О "Алмазювелирэкспорт");
предельные размеры комиссионного вознаграждения В/О "Алмазювелирэкспорт", осуществляющему по договорам комиссии экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней из Госфонда России, устанавливаются Минфином России;
драгоценные металлы и драгоценные камни, отпущенные из Госфонда России в целях экспорта и не экспортированные до 31 декабря текущего года, подлежат возврату и зачислению в Госфонд России 4.
В целях реализации задач, возложенных на В/О "Алмазювелирэкспорт" по экспорту ценностей Госфонда России, их отпуск для реализации на внешнем рынке В/О "Алмазювелирэкспорт" осуществляется без предварительной оплаты 5.
Государственные контракты на оказание услуг по реализации на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда России и их экспорту заключались с федеральным государственным унитарным предприятием "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" как с единственным исполнителем на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), положения которого предусматривают возможность закупки услуги, оказание которой может осуществляться государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которого устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
С 1 апреля 2019 г. федеральное государственное унитарное предприятие "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" преобразовано в акционерное общество "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт" 6, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности.
В соответствии с перечнем случаев осуществления закупок из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), приведенным в приложении N 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок (Приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе), осуществление закупок из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) возможно при приобретении товаров, работ и услуг у конкретного лица, определенного законодательными актами государства-члена Евразийского экономического союза (далее - государства-члена), а также приобретение товаров, работ и услуг, поставка, выполнение или оказание которых может осуществляться в том числе юридическими лицами, 100 процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами государства-члена, актами главы государства-члена.
В/О "Алмазювелирэкспорт" осуществляет внешнеторговую деятельность 7 и является единственной организаций, 100 процентов акций которой находится в федеральной собственности, способной оказать весь спектр услуг при осуществлении операций по экспорту и реализации на внешнем рынке ценностей Госфонда России, включая их оценку, экспертизу, хранение, таможенное оформление, исследование рынков драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе по вопросам цен мирового рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. В/О "Алмазювелирэкспорт" является старейшим внешнеторговым объединением и одним из ведущих в Российской Федерации экспортеров бриллиантов, а также одной из крупнейших площадок на территории Российской Федерации по объемам реализации и экспорта необработанных природных алмазов. Торговая площадка В/О "Алмазювелирэкспорт" имеет широкую известность среди мировых алмазных центров и пользуется у ведущих участников рынка драгоценных камней высокой репутацией.
В/О "Алмазювелирэкспорт" проводится сбор, систематизация и анализ информации о современном состоянии мирового рынка бриллиантов (алмазов) с учетом специфики рынков различных географических регионов. В/О "Алмазювелирэкспорт" накоплен значительный опыт по проведению торгов природными алмазами, создано современное технологическое и логистическое обеспечение работы с алмазным сырьем на всех ее этапах - от поступления товара до его отправки покупателю.
В/О "Алмазювелирэкспорт" включено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ 8.
Учитывая изложенное, В/О "Алмазювелирэкспорт" обладает всеми необходимыми ресурсами для выполнения задач по реализации и экспорту ценностей Госфонда России и обеспечению их сохранности.
Однако, учитывая, что в Федеральном законе N 44-ФЗ отсутствует норма, предусматривающая возможность заключения государственных контрактов как с единственным исполнителем с юридическими лицами, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности, в результате изменения организационно-правовой формы В/О "Алмазювелирэкспорт" путем преобразования его в акционерное общество, заключение государственного контракта с комиссионером на оказание услуг по реализации на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда России и их экспорту должно осуществляться по результатам проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, с победителем торгов.
Следует учесть, что стоимость отпускаемых в целях реализации на внешнем рынке ценностей Госфонда России, являющихся федеральной собственностью, значительно превышает затраты бюджетных средств на выплату комиссионного вознаграждения и влечет необходимость применения обеспечительных мер и гарантий по их сохранности и целевого использования.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на исключение возможных рисков невозврата нереализованных ценностей в Госфонд России, а также непоступления в федеральный бюджет денежных средств, предусмотренных от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда России, путем сохранения сложившейся системы реализации и экспорта ценностей Госфонда России, особенности которой установлены законодательством Российской Федерации 9.
Предлагаемые изменения направлены также на предупреждение случаев недобросовестной конкуренции участников закупок услуг по реализации на внешнем рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, не способных обеспечить качественно и в полном объеме обязательства по государственным контрактам, заключаемым в рамках конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении не находятся.
------------------------------
1Статья 23 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях .
2Статья 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
3Пункт 4 Положения N 1137.
4Пункт 5 Положения N 1137.
5Пункт 34.1 Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2003 г. N 127.
6Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2017 г. N 389 "Об акционерном обществе "Внешнеэкономическое объединение "Алмазювелирэкспорт".
7Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
8Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".
9Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; Положение N 1137.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не несет отрицательных социально-экономических последствий и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.