Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 898719-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года (далее - Послание) отмечено, что поддержка семьи, ее ценностей - это всегда обращение к будущему, к поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке. По итогам Послания Правительству Российской Федерации совместно с регионами поручено определить, сколько необходимо дополнительных школьных мест, внести необходимые изменения в национальный проект "Образование". При этом Президент России В.В. Путин отметил, что "нужно искать гибкие решения: не только строить школы, но и эффективно использовать всю образовательную, да и другую инфраструктуру для этих целей, возможности современных технологий в интересах обучения детей".
6 февраля 2020 года на совместном заседании президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в развитие вышеназванного посыла прозвучало предложение "предоставить регионам право при наличии ресурсов напрямую финансировать программы развития местных вузов и их инфраструктуру независимо от их ведомственной подчиненности".
Вопросы обеспечения качественных и доступных условий обучения детей являются ключевыми для реализации национального проекта "Образование". В настоящее время основным инструментом достижения обозначенной цели является строительство новых школ и создание новых мест для общего образования детей, на что национальным проектом "Образование" предусмотрены средства в объеме 224,5 млрд. рублей, что позволит к 2024 году ввести в эксплуатацию более 400 тыс. новых мест. Вместе с тем, согласно базовому демографическому прогнозу Росстата, контингент обучающихся в общеобразовательных организациях вырастет с 16,7 млн. детей в 2018 году до 18,5 млн. детей в 2030 году, с последующим сохранением численности контингента на уровне 18 - 18,5 млн. детей до 2035 года. Пик численности контингента школьников ожидается в 2025 году и составит 19,1 млн. детей, рост численности обучающихся составит 2,4 млн. обучающихся.
Эффективным механизмом реагирования на увеличение контингента обучающихся по программам общего образования может стать использование образовательной инфраструктуры федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, а также организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях.
Статьей 8 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение получения общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнести также финансовое обеспечение организации предоставления основного общего, среднего общего образования в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с порядком предоставления субсидий и критериями отбора федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данный порядок и критерии планируется устанавливать исходя из потребностей соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе определяя приоритет в реализации конкретных образовательных программ, например, образовательных программ среднего общего образования.
Предлагаемое законопроектом создание правовых механизмов для получения общего образования в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования позволит увеличить доступность основного общего, среднего общего образования, обеспечит возможность предоставления общего образования в оптимальных для получения качественного образования условиях, а также позволит расширить спектр направления профильного обучения учащихся (при этом будут использованы как учебно-методический потенциал, так и площади помещений).
Следует отметить, что реализация проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В связи с тем, что контингент обучающихся по общеобразовательным программам, проживающих на территории субъектов Российской Федерации, уже предусмотрен в расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, внесение данных изменений не повлечет за собой увеличение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сбор мнений и предложений от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предмету законопроекта, проведенный Минпросвещения России в декабре 2019 года по запросу Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, показал однозначную поддержку регионов: из 85 субъектов Российской Федерации согласовали 77, согласовали с учетом предложений и рекомендаций 8.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.