Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 898369-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 июля 2019 г. N Пр-1496 (далее - поручение Президента Российской Федерации), согласно которому необходимо установить предельный возраст пребывания в должности ректора образовательной организации или руководителя научной организации - 70 лет (независимо от срока действия заключенных трудовых договоров, без возможности продления срока пребывания соответствующей должности после достижения указанного возраста) и ввести ограничение продолжительности пребывания лица в такой должности в одной и той же организации не более трех сроков, каждый из которых не может превышать 5 лет, предусмотрев при этом соответствующий переходный период.
При этом, согласно поручению Президента Российской Федерации, указанные изменения не должны распространяться на руководителей образовательных организаций и научных организаций, особенности правового статуса которых определены отдельными федеральными законами.
В соответствии с частью двенадцатой статьи 332 и частью первой статьи 336.2 Трудового кодекса Российской Федерации в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов, а в государственных или муниципальных научных организациях должности руководителей, заместителей руководителей замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров.
По представлению ученого совета университета, общего собрания (конференции) работников научной организации учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора университета, руководителя научной организации в своей должности до достижения им возраста 70 лет.
Законопроектом предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части повышения предельного возраста для замещения должностей, предусмотренных частью двенадцатой статьи 332 и частью первой статьи 336.2 Трудового кодекса Российской Федерации, с шестидесяти пяти лет до семидесяти лет без права продления.
При этом законопроектом вводится норма, в соответствии с которой в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами (например, Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"), срок пребывания ректора или руководителя научной организации в своей должности по достижении им возраста семидесяти лет может продлеваться.
Кроме того, законопроектом устанавливается ограничение по замещению одним и тем же лицом должности ректора одной и той же образовательной организации высшего образования или должности руководителя одной и той же научной организации не более трех сроков, а также заключение трудовых договоров с руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций на срок не более пяти лет. В связи с чем каждый срок замещения указанных должностей не будет превышать пяти лет.
Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что для руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителей государственных и муниципальных научных организаций, замещающих должности по срочным трудовым договорам на день вступления в силу законопроекта, первым из трех возможных сроков замещения должности является срок замещения должности, на который они назначены (избраны) на день вступления в силу законопроекта, а трудовые договоры, заключенные с руководителями государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителями государственных и муниципальных научных организаций, а также руководителями филиалов указанных организаций на неопределенный срок, считаются заключенными на 5 лет со дня вступления в силу законопроекта.
Введение законопроектом особых правил, касающихся условий замещения должностей ректора образовательной организации и руководителя научной организации, связано со спецификой работы на указанных должностях. Руководящие кадры принимают решения, от которых зависит функционирование организации, по кадровым, хозяйственно-финансовым и иным вопросам. В связи с чем законопроектом устанавливаются ограничения по сроку пребывания в должности ректора образовательной организации высшего образования и должности руководителя научной организации, которые направлены на противодействие коррупции, а также на рост мотивации лиц, назначенных на указанные должности.
Аналогичные ограничения по сроку пребывания в руководящей должности предусмотрены в отношении директора национального исследовательского центра "Курчатовский институт" (далее - Центр). Так, в соответствии с частью 14 статьи 6 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" директор Центра может быть назначен Правительством Российской Федерации на новый срок, но не более двух раз.
Ограничения по сроку пребывания в определенных должностях также предусмотрены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для государственных гражданских служащих в виде ротации.
Справочно: Следует отметить, что по состоянию на май 2019 г., средний возраст ректоров и лиц, исполняющих обязанности ректора, 50 ведущих российских университетов составляет 58 лет. При этом 12 ректоров ведущих российских университетов уже достигли предельного возраста (65 лет). Полномочия 9 из них не могут быть продлены в виду того, что они либо уже достигли возраста 70 лет, либо приближаются к этому возрасту. Возраст еще 9 ректоров близок к предельному.
Схожая ситуация обстоит и с руководителями 142 научных организаций-лидеров (определены по итогам проведения в 2018 году оценки результативности научных организаций), средний возраст которых составляет 57 лет.
При этом необходимо отметить, что возможность продления срока пребывания в должности ректора университета или руководителя научной организации до 70 лет, оставленная на усмотрение учредителя, создает неопределенность в управлении университетом или научной организацией.
Продолжительность жизни россиян в целом увеличилась, в связи с чем в 2018 году были внесения изменения в пенсионное законодательство Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста.
Практика показывает, что сам по себе возраст, превышающий шестьдесят пять лет, не препятствует успешному осуществлению управленческой деятельности в сфере образования и науки (например, ректоры МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГИМО и т.д.).
В некоторых иностранных государствах предельный возраст для замещения руководящих должностей в образовательных организациях высшего образования и научных образованиях не установлен на законодательном уровне (например, в США, Великобритании и Франции).
В то же время непрерывное и длительное нахождение ректоров университетов и руководителей научных организаций в своей должности, как правило, сдерживает профессиональный рост перспективных управленческих кадров и формирование соответствующего кадрового резерва, ведет к стагнации в деятельности организации.
Предлагаемые законопроектом изменения в условиях дефицита высококвалифицированных управленческих кадров в сфере образования и науки позволят обеспечить реализацию долгосрочных программ деятельности и развития образовательных организаций высшего образования и научных организаций, а также сохранить образовательные и научные традиции.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в уставы государственных и муниципальных научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что уставы указанных организаций со дня вступления в силу законопроекта действуют в части, не противоречащей нормам, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации (в редакции законопроекта).
Законопроектом установлен срок вступления в силу - 1 июля 2020 г.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов" потребует внесения изменений в уставы научных организаций и образовательных организаций высшего образования, утвержденные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.