Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 899412-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добавленную стоимость"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части восстановления нормативов распределения налоговых доходов в виде налога на добавленную собственность между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" разработан в целях совершенствования порядка распределения налога на добавленную собственность между федеральной бюджетом и бюджетной системой субъектов Российской Федерации.
Бюджетная политика развитых стран показывает, что рациональное распределение доходов, формируемых от поступления различных налогов и сборов, между уровнями бюджетной системы обеспечивает стабильное и устойчивое развитие регионов и муниципальных образований.
В законопроекте предлагается внести изменения в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющие справедливую систему распределения доходов в виде части налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с целью финансовой поддержки бюджетов регионов, большинство которых сегодня, при мобилизации на своей территории 100 процентов НДС, имеют хронический дефицит собственных бюджетов.
Существующая бюджетная система распределения налогов привела к формированию "искусственного" дефицита региональных и местных бюджетов, она является "тормозом" для экономического развития регионов и страны, снижает их возможности для проведения активной инвестиционной деятельности, усиливает социальную напряженность среди жителей дотационных регионов, которые осознают несправедливость действующей налоговой политики.
Население дотационных регионов видит, что уплачиваемые ими налоги на добавленную стоимость полностью уходят из региона, а обратно поступают в виде дотации из федерального бюджета в мизерных объемах, а также отмечает, что за прошедшие 25 лет данная бюджетная политика не привела к улучшению их жизни, а, наоборот, привела к снижению уровня развития их региона, уровня жизни их семей, к отсутствию необходимой современной социальной и транспортной инфраструктуры.
Следует отметить, что за последние годы были внесены изменения в бюджетное и налоговое законодательство, которые привели к сокращению собственных налоговых доходов, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации (отмена налога на движимое имущество юридических лиц, увеличение норматива распределения налога на прибыль в федеральный бюджет). Данные выпадающие доходы бюджетов регионов лишь частично компенсируются либо краткосрочными решениями о выделении трансфертов, либо передачей нестабильных источников дохода в их бюджеты.
Предлагаемая законопроектом новая норма пункта 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации о перечислении в бюджеты субъектов Российской Федерации 40 процентов НДС даст возможность дотационным регионам:
- повысить доходную часть их бюджетов;
- увеличить экономический потенциал субъектов Российской Федерации, что скажется на проведении активной инвестиционной политики и повышении уровня занятости населения;
- снизить уровень дотаций бюджетов субъектов Российской Федерации;
- сформировать дополнительные возможности для ускоренного социально-экономического развития экономики страны и субъектов Российской Федерации;
- повысить уровень жизни жителей региона от выбора региона в качестве места проживания.
Предлагаемые законопроектом внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации направлены на частичное перераспределение доходов в виде НДС между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - уменьшение установленных нормативов отчислений НДС в федеральный бюджет со 100 процентов до 60-ти и установление нормативов отчислений НДС в бюджеты субъектов РФ в размере 40 процентов от налогооблагаемой базы.
Необходимо отметить, что уровень распределения НДС в 1992 году между федеральным . бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации законом Российской Федерации был утвержден в пропорции 85 процентов - в федеральный бюджет, и 15 процентов НДС - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Принятие и реализация данного проекта федерального закона позволит установить справедливое распределение доходов по НДС между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Снижение поступлений доходов в федеральный бюджет в виде налога на добавленную стоимость может быть частично компенсировано за счет следующих факторов:
- уменьшения объема средств федерального бюджета, направляемых в виде дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации;
- уменьшения размера межбюджетных трансфертов (в том числе в рамках компенсации выпавших в результате отмены налога на движимое имущество юридических лиц собственных налоговых доходов субъектов РФ) в адрес регионов, которые в результате перераспределения поступлений по налогу на добавленную стоимость увеличат свои собственные налоговые доходы и перейдут из категории дотационных в регионы-доноры или уменьшат уровень дефицита своих бюджетов;
- увеличения общего уровня налоговых поступлений за счет реализации инфраструктурных, социальных и иных проектов в субъектах Российской Федерации, которые увеличат свои налоговые доходы за счет перераспределения нормативов.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения нормативов распределения менаду уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добавленную стоимость"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добавленную стоимость" предусматривается внесение изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в соотношении: в федеральный бюджет - 60 процентов НДС и установление нормативов отчислений НДС в бюджеты субъектов РФ в 40 процентов.
Реализация Федерального закона в части изменения нормативов распределения налога;; на добавленную стоимость приведет к перераспределению поступлений по данному налогу между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, что отразится в снижении ежегодных Поступлений от указанного налога в федеральный бюджет на сумму около 2,406 трлн. руб. (по данным проекта федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2018 год" при поступлениях данного налога на уровне 2018 года. В то же время увеличатся ежегодные поступления части НДС в бюджеты субъектов Российской Федерации на аналогичную сумму.
Снижение поступлений доходов в федеральный бюджет в виде налога на добавленную стоимость может быть частично компенсировано за счет следующих факторов:
- уменьшения объема средств федерального бюджета, направляемых в виде дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации;
- уменьшения размера межбюджетных трансфертов (в том числе в рамках компенсации выпавших в результате отмены налога на движимое имущество юридических лиц собственных налоговых доходов субъектов РФ) в адрес регионов, которые в результате перераспределения поступлений по налогу на добавленную стоимость увеличат свои собственные налоговые доходы и перейдут из категории дотационных в регионы-доноры или уменьшат уровень дефицита своих бюджетов;
- увеличения общего уровня налоговых поступлений за счет реализации инфраструктурных, социальных и иных проектов в субъектах Российской Федерации, которые увеличат свои налоговые доходы за счет перераспределения нормативов.
- увеличение общего уровня налоговых поступлений за счет реализации инфраструктурных, социальных и иных проектов в субъектах РФ, которые увеличат свои налоговые доходы за счет перераспределения нормативов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добавленную стоимость"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добавленную стоимость" потребует внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.