Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 899583-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления права на назначение досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам из числа трудоспособных детей, осуществляющим постоянный уход за своими родителями - лежачими больными, признанными инвалидами 1 группы"
Досье на проект федерального закона
В настоящем проекте федерального закона предлагается внести в Федеральный закон "О страховых пенсиях" ряд изменений, направленных на установление права на назначение страховой пенсии застрахованным лицам из числа детей, осуществлявшим постоянный уход за родителями - лежачими больными, признанными по результатам медицинского освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы инвалидами 1 группы с рекомендацией о необходимости постоянного постороннего ухода за ними.
В законопроекте предлагается внести следующие изменения:
1. Изменить в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" название Главы 6 "Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение и переходные положения" Федерального закона "О страховых пенсиях" на новое название Главы 6. "Право на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения" в связи с тем, что после принятия этого Федерального закона данная глава 6 была дополнена Федеральным законом от 3.10.2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" новыми нормами об установлении права на назначение досрочной страховой пенсии нескольким категориям застрахованных лиц, а именно:
- женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
- женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
- женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
- опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины".
Учитывая изложенное, название главы 6 не соответствует нынешней правовой ситуации в этой сфере и поэтому предлагается из названия этой главы слово "Сохранение" исключить.
2. Также, с учетом вышеуказанных аргументов предлагается в законопроекте изменить названия статей 30 и 32 данного Федерального закона, изложив их в новой редакции:
- Вместо "Статья 30. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии" предлагается его новая редакция:
"Статья 30. Категории лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии";
- Вместо "Статья 32. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" предлагается его новая редакция:
"Статья 32. Досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан".
3. В целях установления логически связанных между собой пунктов в части первой статьи 32 предлагается внести юридико-технические изменения, позволяющие в пунктах 1-6 отразить категории лиц по группам лиц, имеющим право на досрочные страховые пенсии:
в пунктах 1-4 указать категории женщин, родивших и воспитавших от 2 до 5 детей до достижения ими возраста 8 лет;
в пункте 5 - родителей инвалидов с детства, воспитавших до 8-ми лет инвалидов и имеющих необходимы страховой стаж;
в пункте 6 - опекунов инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, и имеющих необходимый страховой стаж.
4. В законопроекте предлагается дополнить часть первую статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" новым пунктом 7 следующего содержания:
"7) одному из трудоспособных детей, в том числе пасынкам, падчерицам, осуществлявшим постоянный уход за своими родителями - лежачими больными, признанными инвалидами 1 группы, на протяжении более 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;".
Данное законодательное предложение об установлении права на досрочную страховую пенсию трудоспособным лицам из числа детей, осуществляющим свыше 8 лет постоянный уход за родителями, признанными инвалидами 1 группы, при наличии стажа у мужчин 20 лет и женщин -15 лет, вносится с учетом обращений граждан, осуществлявших уход за родителями - инвалидами 1 группы трудоспособном возрасте по десятку лет.
В связи с этим, они не могли работать и зарабатывать средства на жизнь и иметь необходимый полный трудовой (страховой) стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Представляется необоснованным различие в правовом регулировании мер социальной поддержки в сфере ухода за инвалидами 1 группы, когда родителям и опекунам детей инвалидов с детства 1 группы, воспитавшим их до достижения возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5-10 лет соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а трудоспособным лицам, из числа детей, осуществляющим более 8 лет уход за родителями - инвалидами 1 группы, большинство которых лежачие больные, такое право законодательством Российской Федерации до сих не предусмотрено.
Граждане обоснованно ставят вопросы о необходимости установления трудоспособным лицам, в том числе ближайшим родственникам - детям, осуществляющим более 8 лет постоянный уход за отцом или матерью - лежачими больными, признанными инвалидами 1 группы, и имеющим страховой (трудовой) стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины, права на назначение досрочной пенсии по старости на одинаковых условиях с родителями инвалидов с детства, при наличии страхового (трудового) стажа у мужчин не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет, в соответствии с нормами статьи 32 вышеуказанного Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года.
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж как иные периоды.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2.10.2014 года N 1015, определен порядок подтверждения периода ухода за инвалидами 1 группы, который засчитывается в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Данный Порядок, утвержденный Правительством России, позволяет решить вопросы учета периодов ухода трудоспособными лицами, в том числе близкими родственниками - детьми за родителями, признанными инвалидами 1 группы, при зачете указанных периодов в страховой стаж, требуемый при назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Предлагаемое в законопроекте дополнение пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона позволит восстановить справедливый подход к оценке труда граждан, осуществляющим уход на дому за родителями - инвалидами 1 группы, что неимоверно трудно во всех отношениях, и в финансовом, и медицинском и социально-бытовом условиях. Более того, эти граждане, не имеют никаких источников существования, кроме компенсационных выплат на лиц, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы, составляющих, по общему правилу, 1200 рублей в месяц, при том, что для ее получения необходимо отсутствие иного дохода у лица, осуществляющего уход за инвалидом 1 группы. Очевидно, что размер этой компенсации не может считаться полноценным доходом лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным инвалидом 1 группы; особенно уход за лежачими инвалидами 1 группы, поскольку установленная сумма компенсации значительно меньше уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Кстати, размер этой компенсационной выплаты, установленный в 2008 году, не менялся уже более 10 лет.
Согласно статистике Пенсионного фонда Российской Федерации в стране в 2018 году насчитывалось 1 433 011 инвалидов I группы. В настоящее время вопросы оплаты за осуществление ухода за тяжело больными гражданами - инвалидами 1 группы и престарелыми, особенно на дому, недостаточно урегулированы на законодательном уровне.
Основными нормативными правовыми актами в этой сфере являются: Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", а также постановление Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 N 343 (в редакции от 30.10.2018) "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет".
Существующая система компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за инвалидами и престарелыми, нуждающимся в постороннем уходе, на дому, абсолютно не соответствует нормам о социальном государстве, декларированным в статье 7 Конституции РФ.
Во втором квартале 2019 года размер прожиточного минимума для всего населения России установлен на уровне 11 185 рублей (средний). Для трудоспособного населения эта величина во втором квартале 2019 года составляет 12 130 рублей, для пенсионеров - 9 236 рублей. А реальность такова, что трудоспособный гражданин, осуществляющий уход за нетрудоспособным инвалидом 1 группы сегодня фактически находится за чертой бедности.
Если инвалид или престарелый находится в стационарном учреждении (доме-интернате для престарелых и инвалидов), то государство тратит на него от 70 до 100 тыс. рублей в месяц. Таким образом, предложенные изменения в статью 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" позволят оказать трудоспособным лицам из числа детей, осуществляющим уход на дому за родителями инвалидами 1 группы, большинство которых лежачие больные, справедливую государственную социальную поддержку в виде установления им законом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости раньше общеустановленного пенсионного возраста, также как родителям, осуществляющим постоянный уход за детьми-инвалидами с детства до достижения ими возраста 8 лет.
В завершение можно констатировать, что принятие данного законопроекта позволит государству материально и морально поддержать малообеспеченные семьи, в которых трудоспособные дети ухаживают за своими родителями - лежачими инвалидами 1 группы, сократить количество безработных граждан, улучшить качество жизни инвалидов 1 группы, нуждающихся в посторонней помощи, снизить нагрузку на стационарные интернаты для инвалидов и престарелых.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления права на назначение досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам из числа трудоспособных детей, осуществляющим постоянный уход за своими родителями - лежачими больными, признанными инвалидами 1 группы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления права на назначение досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам из числа трудоспособных детей, осуществляющим постоянный уход за своими родителями - лежачими больными, признанными инвалидами 1 группы" в части реализации государственных мер по установлению досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам из числа детей, осуществляющим уход за родителями - лежачими больными, признанных инвалидами 1 группы потребует выделения дополнительных средств для перечисления Пенсионному фонду Российской Федерации трансферта на указанные цели из федерального бюджета на 2021 год.
Объем средств федерального бюджета, который потребуется для финансирования расходов на выплаты досрочных страховых пенсий по старости, назначаемых трудоспособным гражданам из числа детей, осуществлявшим уход за родителями - лежачими больными, признанных инвалидами 1 группы, будет определен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации по результатам проводимого общероссийского мониторинга по установлению реальной численности категории бедных граждан, в том числе инвалидов 1 группы, нуждающихся в уходе на дому, которым требуется государственная социальная поддержка, в рамках национальной программы по борьбе с бедностью в Российской Федерации, принятой во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Перечень федеральных законов подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления права на назначение досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам из числа трудоспособных детей, осуществляющим постоянный уход за своими родителями - лежачими больными, признанными инвалидами 1 группы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления права на назначение досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам из числа трудоспособных детей, осуществляющим постоянный уход за своими родителями - лежачими больными, признанными инвалидами 1 группы" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
"О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" следует читать "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" следует читать "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.