Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 900804-7 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об общественных объединениях"
Досье на проект федерального закона
Концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" направлена на совершенствование организационно-правовой структуры общероссийских и межрегиональных общественных объединений в связи с замечаниями органов прокуратуры Российской Федерации, органов Министерства юстиции Российской Федерации в части наличия в структуре местных отделений (организаций) группы.
В соответствии с частью второй статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон "Об общественных объединениях") под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Однако на практике в отдельных общероссийских общественных организациях на основании соответствующего положения образованы группы как первичное звено общественной организации. Так, например, в уставе Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее - ВОС) численностью более 200 тысяч членов указано, что местная организация может создавать группу от трех членов ВОС и более. При этом ВОС руководствовалось статьей 15 Федерального закона "Об общественных объединениях", предусматривающей, что общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Устав ВОС принят в 2011 году съездом организации и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации.
ВОС как юридическое лицо, обладающее правоспособностью на осуществление своей уставной деятельности по защите прав и законных интересов инвалидов по зрению, их социальной интеграции, более десяти лет назад образовало группы в структуре местных организаций с учетом части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений. Отдельные местные организации В ОС, имеющие численность от 700 членов до 2 тысяч, проводят отчетно-выборные конференции. Делегатов на указанные конференции избирают на собраниях в группах, где количество членов от 5 до 80 человек. Закрепляя в своем уставе первичное звено - группу в структуре местной организации, общественное объединение руководствовалось не только процедурными, но и практическими соображениями: учитывалась территориальная удаленность и транспортная доступность, наличие приспособленного для деятельности группы помещения, а также специфические особенности инвалидов по зрению, проживающих в данной местности. Подобная ситуация характерна не только для ВОС, но и для других крупных общероссийских общественных объединений, в уставах и структуре (организации и отделения) которых имеются группы как первичное звено.
При этом органы прокуратуры вносят представления руководству ВОС об устранении нарушений в уставе в части создания таких групп, не указанных в части второй статьи 14 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Актуальность проблемы обусловлена проведенными в субъектах Российской Федерации мероприятиями по преобразованию муниципальных районов в городские округа и необходимостью проведения в связи с этим отчетно-выборных кампаний в региональных общественных организациях ВОС, которые начинаются в группах местных организаций.
Неоднозначность понимания и практического применения диспозиции статьи 14 (территориальная сфера деятельности) и статьи 15 (принцип свободы в определении своей внутренней структуры) Федерального закона "Об общественных объединениях" подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2016 года N 71-КГ16-5), а также постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 года N 22-П в отношении правомочий профсоюза свободно определять свою внутреннюю структуру (аналогия с определением структуры общественных объединений).
Термин "группа" используется в российском законодательстве, например, в Федеральном законе от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в Федеральном законе от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", других нормативных правовых актах.
Проектом федерального закона статья 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" дополняется новой частью четвертой, предусматривающей норму о создании группы в составе организаций отделений, являющихся структурными подразделениями общероссийских общественных объединений и межрегиональных общественных объединений. Таким образом, устраняется внутренняя коллизия норм статей 14 и 15 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Такое правовое решение проблемы соответствует Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года, ратифицированной Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года" в части отсутствия правовых норм, ограничивающих свободу в создании организаций для защиты экономических и социальных прав граждан.
При подготовке законопроекта в рабочем порядке учтены замечания Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства, Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономичекое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об общественных объединениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" не повлечет необходимости выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об общественных объединениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.