Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 901908-7 "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в связи с планируемым приобретением в казну Российской Федерации доли участия Банка России в капитале публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Законопроект разработан в увязке с проектом федерального закона "О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Законопроект направлен на устранение потенциальной проблемы конфликта интересов Банка России при совмещении роли акционера, регулятора и надзорного органа. Продажа акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" позволит обеспечить единообразный подход к участникам рынка в вопросах развития финансовой системы и финансовых услуг, конкуренции на финансовом рынке.
В соответствии с законодательством Российской Федерации приобретение акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" предлагается осуществить в рамках размещения средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ). Размещение средств ФНБ в акции публичного акционерного общества "Сбербанк России" соответствуют целям управления ФНБ - обеспечению сохранности вложенных средств и стабильного уровня доходов от их размещения. Ожидаемая дивидендная доходность по итогам 2019 года составит более 9%, что превышает стоимость заимствований на рынке государственных облигаций.
Статьей 1 законопроекта предлагается установить порядок отчуждения Банком России акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" путем их продажи Правительству Российской Федерации.
Законопроектом определяется, что продажа обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" осуществляется на рыночных условиях по средневзвешенной цене этих акций за 6 полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором заключен первый договор купли-продажи. Приобретение Правительством Российской Федерации акций в лице Министерства финансов Российской Федерации будет осуществляться в рамках управления средствами ФНБ.
Предполагается, что на передачу Банком России обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации не будут распространяться положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
1) получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;
2) получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) банка Федеральной антимонопольной службой (направления уведомления Федеральной антимонопольной службе);
3) уведомления эмитента и Банка России о приобретении (прекращении) права распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента.
В целях защиты прав миноритарных акционеров Банк России направит обязательное предложение о выкупе акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" на рыночных условиях по цене приобретения акций Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Выкупленные акции подлежат отчуждению в срок не позднее 31 декабря 2022 г. На доходы Банка России по акциям, приобретенным в результате обязательного предложения, не распространяется действие Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 385-Ф3 "Об особенностях перечисления в 2020 - 2022 годах доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от участия в капитале публичного акционерного общества "Сбербанк России" по итогам 2019 - 2021 годов".
Статьей 2 законопроекта предлагается признать утратившей силу статью 5 Федерального закона от 13 октября 2008 г. N 173-Ф3 "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (далее - Закон N 173-Ф3) и часть 6 статьи 46 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - закон о Банке России), устанавливающих порядок поддержки публичного акционерного общества "Сбербанк России", в том числе в форме субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов), а также ряд отдельных положений иных законодательных актов Российской Федерации, вносивших изменения в Закон N 173-ФЗ и в статью 46 Закона о Банке России.
В связи с прекращением контроля публичного акционерного общества "Сбербанк России" предлагается исключить положения, согласно которым в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов Банк России на основании решения Совета директоров вправе предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) открытому акционерному обществу "Сбербанк России".
Статьей 3 законопроекта предусматривается, что рассматриваемый федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 законопроекта, которая вступают в силу с 1 января 2024 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьи 1" следует читать "статьи 2"
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приобретение акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" будет осуществляться в рамках управления средствами Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) в соответствии со статьей 96.11 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что не относится к расходам бюджетов бюджетной системы, а является размещением средств ФНБ в финансовые активы.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует принятия федерального закона "О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Ответственные исполнители: Министерство финансов Российской Федерации и Банк России.
Срок подготовки: 1 июля 2020 г.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.