Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 902561-7 "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, в части совершенствования системы и порядка применения дисциплинарного воздействия на осужденных с учетом соразмерности взыскания дисциплинарному проступку.
Статья 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) закрепляет единый перечень мер воздействия на осужденных к лишению свободы при нарушении ими установленного порядка отбывания наказания, который включает в себя как меры взыскания, не влекущие изменение условий содержания осужденного (выговор, штраф), так и меры взыскания, изменяющие условия содержания (водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток, перевод осужденных мужчин в помещения камерного типа и одиночные камеры на срок до шести месяцев и др.).
Так, согласно пункту "г" части первой статьи 115 УИК РФ к осужденным мужчинам, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащимся в исправительных колониях особого режима, применяется перевод в одиночные камеры на срок до шести месяцев.
К осужденным, отбывающим наказание в тюрьмах, в соответствии с УИК РФ за нарушения установленного порядка отбывания наказания могут применяться только меры взыскания в виде выговора, дисциплинарного штрафа, водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток и перевода в единое помещение камерного типа.
Мера взыскания в виде перевода в одиночную камеру к осужденным, отбывающим наказание в тюрьмах, то есть в исправительном учреждении с более строгим режимом, чем исправительная колония особого режима, не предусмотрена.
Вместе с тем в тюрьмах отбывают наказание осужденные, представляющие высокую общественную опасность.
Введение в уголовно-исполнительное законодательство нормы, предусматривающей применение в тюрьмах меры взыскания в виде перевода в одиночную камеру, обусловлено необходимостью изоляции лиц, совершивших неоднократно злостные нарушения, дестабилизирующих обстановку в учреждении, противодействующих исправлению осужденных и не желающих вставать на путь исправления.
Применение данной меры взыскания предполагает ужесточение режимных требований с целью предупреждения совершения осужденными преступлений, ограниченйе криминального влияния на других осужденных, усиление воспитательного воздействия на осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания.
В этой связи законопроектом предусматривается разрешить применение в отношении осужденных, переведенных в тюрьму, перевод в одиночную камеру на срок до шести месяцев в качестве меры взыскания.
Законопроектом также предлагается изменение размера дисциплинарного штрафа, предусмотренного в качестве меры взыскания за нарушение осужденными установленного порядка отбывания наказания.
Необходимость данного изменения обусловлена сохраняющимся высоким уровнем нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказаний и снижением актуальности размера дисциплинарного штрафа как меры взыскания, который не повышался с 2003 года.
Действующими нормами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации предусмотрено, что дисциплинарный штраф налагается только за нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в части первой статьи 116 УИК РФ, т.е. за злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы (часть третья статьи 117 УИК РФ).
В 2015 г. мера взыскания в виде дисциплинарного штрафа применялась 6550 раз к 5756 осужденным, в 2016 году - 6458 раз к 5789 осужденным, в 2017 году - 5923 раз к 5290 осужденным, в 2018 году - 7389 раз к 4984 осужденным, по состоянию на 1 октября 2019 г. - 4462 раза к 3969 осужденным.
Таким образом, принимая во внимание стабильно сохраняющийся высокий уровень нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказаний, повышение размера дисциплинарного штрафа будет способствовать решению задач уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных в части второй статьи 1 УИК РФ, в части определения средств исправления осужденных, регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний.
Учитывая изложенное, в целях стимулирования осужденных к соблюдению установленного порядка отбывания наказания законопроектом предлагается заменить действующий дисциплинарный штраф в размере до 200 рублей размером от одной до двух тысяч рублей включительно.
Дополнительных затрат из федерального бюджета на реализацию данного законопроекта не потребуется.
Реализация предложений, вносимых законопроектом, позволит увеличить поступление денежных средств в федеральный бюджет.
Указанный законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.