Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 902218-7 "О внесении изменения в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Госавтодорнадзором в целях исключения транспортных средств, используемых нелегальными перевозчиками, из транспортного процесса применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста транспортных средств. Арестованные транспортные средства передаются на ответственное хранение лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. В целях применения соответствующих обеспечительных мер требуется обеспечение безвозмездного перемещения и хранения арестованных транспортных средств.
Обеспечение безвозмездного хранения и перемещения арестованного транспорта в настоящее время осуществляется в рамках взаимодействия силами органов местного самоуправления. При этом перемещение и хранение арестованных транспортных средств сопряжено с несением ответственными за сохранность лицами издержек (использование эвакуатора, определение машино-мест для стоянки, охрана и т.д.).
Задержание транспортного средства в данном случае является более действенной мерой, поскольку предусматривает законодательно установленный порядок перемещения, хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации (ч. 11 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 27.13 Кодекса определено понятие задержания транспортного средства как исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а в отдельных случаях - до уплаты административного штрафа.
Ранее Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 378-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Кодекс в части возможности применения задержания транспортного средства в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.21.3 "Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн".
Практика применения задержания транспортного средства в случае невнесения в установленных случаях платы в счет возмещения вреда доказала свою эффективность, в настоящее время факты нарушения требований в данной сфере сведены к минимуму.
Так, несмотря на неустойчивость судебной практики по вопросу применения арестов Западно-Уральским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора с октября 2018 года по октябрь 2019 года применено 274 ареста транспортных средств, с использованием которых на территории Республики Башкортостан осуществлялись нелегальные перевозки по муниципальным, межмуниципальным и межрегиональным сообщениям. Применение соответствующих мер обеспечения позволило в течение месяца исключить деятельность всех нелегальных перевозчиков на муниципальных маршрутах города Уфы (население более 1 124 тыс. человек).
Однако для реализации данных мероприятий потребовалось задействовать органы местного самоуправления и организации для осуществления перемещения и хранения арестованных транспортных средств на безвозмездной основе, что в условиях менее крупных муниципальных образований крайне затруднительно и влечет необоснованные убытки.
Представляется, что в целях исключения совершения правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса, задержание транспортного средства, с использованием которого осуществляется перевозка пассажиров без карты маршрута, до уплаты административного штрафа будет являться гораздо более действенной мерой противодействия нелегальным перевозкам.
Учитывая специфику правоотношений в установленной сфере, где зачастую транспортные средства используются перевозчиками на правах, предусмотренных договорами аренды с физическими лицами, они фактически становятся инструментом получения теневой прибыли собственниками автобусов. Исключение автобуса из процесса перевозки способно повлиять на первопричину возникновения незаконной перевозки - желание собственника автобуса получить теневую прибыль.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, отмены, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.