Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 903200-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается снижение ставки НДС с 20 до 15 процентов.
С 1 января 2019 года были внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации, которыми была увеличена ставка НДС с 18 до 20 процентов. При внесении законопроекта предполагался рост поступления этого вида налога на 600 000 млн. рублей и декларировалось направление дополнительных средств на реализацию национальных проектов.
Исполнение этого закона подтвердило правильность прогноза по дополнительным поступлениям НДС в консолидированный бюджет РФ. За первое полугодие 2019 года рост поступления составил 307 060 млн. руб. Но в то же время выросли налоговые вычеты в сферах добычи, производства и реализации нефти, нефтепродуктов, природного газа, металла, угля и электроэнергии. Т.е. в сферах энергетики, добычи и первичной переработки природных ресурсов. Так сумма вычета, заявленного по ставке 0% при экспорте нефти и нефтепродуктов ТОЛЬКО крупнейшими налогоплательщиками, составила 147 338 млн. руб.
Таким образом, задекларированное повышение ставки НДС для увеличения финансирования национальных проектов себя не оправдало. Налоги, которые легли дополнительным бременем на всю экономику и граждан страны, пошли на дополнительные выплаты в перечисленные выше сферы, которые и без этого повышения дохода являются самыми высокодоходными и с самой высокой заработной платой в стране.
Снижение ставки НДС с 20 до 15 процентов приведет к снижению поступления этого вида налога в консолидированный бюджет РФ на сумму порядка 1 трлн. руб. в год. Но, в то же время, уменьшение ставки НДС безусловно приведет к росту ВВП. По мнению ряда авторитетных экспертов, 1 процент снижения НДС приведет к ежегодному росту ВВП на 1 процент за счет увеличения суммы, остающейся в распоряжении предприятий, в первую очередь в сегменте перерабатывающей промышленности, которая будет направлена на развитие предприятий и повышения уровня оплаты труда.
В свою очередь, рост ВВП приведет к росту поступления НДС, и других поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, но уже от перерабатывающей промышленности за счет увеличения объема производства и роста оплаты труда.
По экспертным оценкам, рост ВВП на 5 процентов приведет к росту:
- НДС - 150 млрд. руб;
- налога на прибыль - 200 млрд. руб;
- НДФЛ - 100 млрд. руб.
- поступления страховых взносов во внебюджетные фонды на 220 млрд. руб. (рост поступления страховых взносов учитывается для анализа баланса, т.к. с их увеличением будут снижены дотации из бюджета)
Динамика компенсации выпадающих доходов консолидированного бюджета приведена в таблице, (млрд. руб.)
Года Применения закона |
Выпадающие доходы бюджета |
Выпадающие доходы бюджета (нарастающим) |
Рост дополнительных поступлений. |
Сальдо потерь бюджета |
Сальдо потерь бюджета нарастающим |
|||||
НДС |
Налог на прибыль |
НДФЛ |
Внебюдж. фонды |
Всего. |
Всего нарастающим |
|||||
1 |
1000 |
1000 |
150 |
200 |
100 |
220 |
670 |
670 |
-330 |
-330 |
2 |
1050 |
2 050 |
300 |
400 |
200 |
440 |
1340 |
2 010 |
+290 |
-40 |
3 |
1100 |
3 150 |
450 |
600 |
300 |
660 |
2 010 |
4 020 |
+910 |
+870 |
4 |
1150 |
4 300 |
600 |
800 |
400 |
880 |
2 680 |
6 700 |
+1530 |
+2 400 |
В результате, снижение ставки НДС с 20 до 15 процентов уже на третий год применения приведет к превышению дополнительных налоговых поступлений над выпадающими доходами на 870 млрд. руб., и затем прогнозируется их стабильный рост. Выпадающие доходы в первые годы применения закона возможно компенсировать перераспределением средств в рамках трехлетнего бюджета по годам за счет ранее накопленных резервов.
Таким образом, снижение ставки НДС в итоге не окажет отрицательного воздействия на бюджет в краткосрочном периоде и приведет к росту промышленности, в первую очередь в сегменте переработки, росту налоговых поступлений в бюджеты регионов, росту заработной платы значительного числа граждан и, соответственно, к повышению уровня благосостояния.
Данный законопроект подготовлен в рамках реализации задач, поставленных Президентом РФ по достижению темпов роста экономики вдвое превышающих мировые и сокращению вдвое уровня бедности. Для решения поставленных задач необходим комплекс мер, но, в любом случае, без снижения НДС достигнуть поставленных целей невозможно.
А для дополнительного увеличения поступления денежных средств достаточно других инструментов. Так, введение прогрессивной шкалы налогообложения позволит собрать дополнительно 250 млрд. руб., отказ от налогового вычета экспортерам сырья может пополнить бюджет на 1,2 трлн. рублей, оптимизация в сфере налогообложения нефтяной отрасли, прибыль в которой в 2018 году превысила 5 трлн. рублей, способно решить значительное число проблем, по финансированию национальных проектов и сверх этого. Аналогичные резервы вполне возможно найти и в других направлениях оптимизации налогового законодательства и использования бюджетных средств, и они, в отличие от повышения НДС, не будут затрагивать интересы граждан страны и подавляющей части субъектов экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.