Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 900177-7 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части признания утратившей силу статьи 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона направлен на корректировку отдельных положений Уголовного кодекса Российской Федерации, обусловленную сложившейся правоприменительной практикой, связанной с необоснованным привлечением к ответственности граждан ввиду наличия в их действиях состава преступления, предусмотренного статьей 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации - "Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации". Данная статья предусматривает следующий состав преступления и санкции за его совершение:
"Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.".
Необоснованность привлечения к ответственности лиц в связи с совершением вышеуказанных деяний, предусмотренных статьей 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, обусловлена правовой неопределенностью диспозиции указанной статьи, носящей, по мнению авторов настоящего проекта федерального закона, неустранимый характер.
Указанный тезис подтверждается планируемыми в рамках Федерального закона "О внесении изменения в статью 138-1 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части уточнения понятия "специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации")" изменениями. Данный закон был одобрен Государственной Думой в третьем чтении 18 июля 2019 года. Его целью декларируется уточнение норм путем уточняющего дополнения статьи 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях корректировки сложившейся правоприменительной практики. В частности, указанное примечание содержит следующие положения:
"Примечания. 1. Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.
2. К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.".
По мнению авторов настоящего проекта федерального закона как статья 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, так и проектируемый к ней текст примечания, не отвечают критериям правовой определенности нормы права. Учитывая важнейший характер уголовно-правового законодательства в сфере общественных отношений и их влиянии на граждан, а также порочную правоприменительную практику, сложившуюся ввиду указанной правовой неопределенности, носящей, по мнению авторов настоящего законопроекта, неустранимый характер, настоящим проектом федерального закона предлагается признать утратившей силу статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Одновременно с этим стоит отметить, что уголовно-правовое законодательство сохраняет нормы, защищающие тайну переписки, почтовых сообщений, телефонных разговоров и других прав граждан, связанных с защитой передаваемых ими сведений, в рамках статьи 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений", что является достаточной защитой для указанных правоотношений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части признания утратившей силу статьи 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части признания утратившей силу статьи 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.