Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 4 февраля 2020 года к N 195, п. 2.
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 792949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части внесудебного банкротства гражданина" (внесен депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, С.В. Чижовым, В.М. Шишкоедовым и другими)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 792949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части внесудебного банкротства гражданина" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Целью законопроекта является повышение доступности и упрощение процедуры банкротства граждан за счет установления возможности ее проведения во внесудебном порядке. Указанное право смогут получить граждане, лишившиеся источников доходов и не располагающие имуществом, достаточным для удовлетворения даже минимальной части обязательств перед кредиторами. Принятие законопроекта призвано также способствовать снижению нагрузки на судебную систему.
Обязанность по финансированию и обеспечению внесудебного банкротства граждан предлагается возложить на саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Так, в целях создания необходимых правовых условий для реализации внесудебного банкротства граждан законопроектом планируется установить обязательность участия всех саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в формировании фонда поддержки внесудебного банкротства. Указанный фонд предполагается сформировать при национальном объединении саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, обеспечив за счет его средств компенсацию затрат саморегулируемых организаций на выплату вознаграждения и возмещение расходов арбитражного управляющего по сопровождению внесудебного банкротства гражданина.
Проектируется, что порядок и сроки таких выплат, а также требования к отчету о сопровождении внесудебного банкротства гражданина, на основании которого эти выплаты будут осуществляться в пользу саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, должно установить их национальное объединение.
В целях обеспечения должной ответственности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и их членов за надлежащее участие во внесудебном банкротстве граждан законопроект оставляет возможность утверждения арбитражных управляющих на сопровождение процедуры банкротства только за теми саморегулируемыми организациями, которые являются членами национального объединения саморегулируемых организаций.
К основным полномочиям арбитражных управляющих в процедуре внесудебного банкротства граждан законопроектом отнесены проверка соответствия гражданина предъявляемым законом требованиям, удостоверение или отказ в удостоверении данного факта и в случае подтверждения соответствия требованиям размещение сведений о возбуждении внесудебного порядка банкротства в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
Предполагается, что последствия возбуждения внесудебного порядка будут сопоставимы с последствиями введения процедуры реструктуризации долгов, в частности, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, приостанавливается исполнение большинства исполнительных документов, предъявление требований кредиторов допускается только в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.
Законопроект наделяет также кредиторов и уполномоченные органы правом подать заявление о признании должника банкротом в суд в общем порядке в течение года со дня размещения сведений о возбуждении внесудебного порядка банкротства гражданина. Соответственно, признание арбитражным судом заявления обоснованным становится основанием для прекращения внесудебного порядка банкротства. В качестве еще одного основания для прекращения внесудебного порядка банкротства гражданина предлагается установить изменение его имущественного положения, в результате которого у него появилось дополнительное имущество, позволяющее частично удовлетворить требования кредиторов.
В отсутствие наступления указанных оснований в течение года со дня размещения сведений о возбуждении внесудебного порядка банкротства гражданина оно считается наступившим в силу закона, и гражданин-должник освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов. При этом законопроектом предусматривается, что освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов о возмещении вреда жизни и здоровью, взыскании алиментов, иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту завершения внесудебного банкротства гражданина.
Согласно законопроекту, сопровождение внесудебного порядка банкротства будет являться бесплатным для граждан. Вознаграждение арбитражному управляющему, а также возмещение понесенных им расходов, в том числе на опубликование сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, будет выплачиваться из фонда поддержки внесудебного банкротства граждан.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и полагает, что вносимые законодательные изменения имеют важную социальную направленность, так как обеспечивают создание необходимых условий для освобождения малоимущих граждан от неисполнимых обязательств. При этом предусмотренные законопроектом требования к размеру неисполненных обязательств (от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб.) позволяют распространить меры социальной реабилитации на граждан, которые в настоящее время лишены соответствующих правовых оснований в силу существующего порога вхождения в процедуру банкротства гражданина в размере 500 тыс. руб.
Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
В частности, в соответствии с проектируемыми изменениями, несостоятельность (банкротство) предлагается рассматривать в том числе как наступившую в результате завершения внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Эту норму необходимо соотнести со статьей 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой признание гражданина несостоятельным (банкротом) возможно только по решению арбитражного суда.
Требуют уточнения и дополнительного согласования между собой проектируемые законопроектом нормы об имущественном положении гражданина, которое позволяет ему подать заявление о признании банкротом во внесудебном порядке. Так, предусматривается, что гражданин не должен иметь имущества, принадлежащего ему на праве собственности, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Согласно другому требованию, гражданин не должен иметь денежных средств на банковских счетах (вкладах) в кредитных организациях, совокупный размер которых составляет более пятидесяти тысяч рублей в течение трех месяцев, предшествующих подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.
К имуществу, на которое не может быть обращено взыскание, относятся в том числе деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении. Соответственно, правовая неопределенность возникает в случае наличия у гражданина на банковском счете денежных средств в размере до пятидесяти тысяч рублей, но свыше установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Нуждается в уточнении норма о подаче гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, являющуюся членом национального объединения саморегулируемых организаций, так как из ее содержания не ясно, в какую именно саморегулируемую организацию подается заявление (по месту жительства гражданина или в любую иную), а также может ли гражданин подавать заявление одновременно сразу в несколько саморегулируемых организаций.
В целях исключения правовой неопределенности в вопросе утверждения кандидатуры арбитражного управляющего, указанного в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, следует уточнить, должен ли арбитражный управляющий являться членом той саморегулируемой организацией, в которую подается заявление.
Положения законопроекта, касающиеся обязанности гражданина-должника уведомить арбитражного управляющего и кредиторов об изменении своего имущественного положения, а также обязанности кредиторов уведомить арбитражного управляющего о подаче заявления о признании должника банкротом в общем порядке, целесообразно дополнить нормами, устанавливающими последствия нарушения указанных требований.
Наличие в законопроекте норм, предусматривающих опубликование в Едином реестре сведений о банкротстве сведений о ходе внесудебного банкротства гражданина, требует внесения корреспондирующих изменений в статью 213.7 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В свою очередь, наличие в законопроекте положений о приостановлении исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина в случае включения сведений о внесудебном банкротстве гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве требует указания на соответствующее основание в Федеральном законе "Об исполнительном производстве".
Проектируемую норму об опубликовании сведений о ходе внесудебного банкротства гражданина за счет национального объединения саморегулируемых организаций требуется соотнести с другой нормой законопроекта о выплате вознаграждения и возмещение расходов арбитражному управляющему саморегулируемой организацией с их последующей компенсацией из фонда поддержки внесудебного банкротства граждан.
В отношении проектируемой законопроектом нормы об отказе арбитражного управляющего удостоверить соблюдение требований, необходимых для возбуждения внесудебного банкротства гражданина, следует уточнить, возможно ли судебное обжалование такого отказа. Кроме того, в целях исключения правовой неопределенности в законопроекте следует более четко указать основания выдачи арбитражным управляющим подобного мотивированного отказа.
Представляется также обоснованным предусмотреть направление арбитражным управляющим решения об удостоверении соблюдения гражданином требований, необходимых для возбуждения его внесудебного банкротства, не только в кредитные организации, суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту жительства должника, в уполномоченные органы, но и в арбитражный суд.
Целесообразно также уточнить положения законопроекта о прекращении внесудебного банкротства гражданина по причине изменения его имущественного положения или признания обоснованным заявления кредитора о признании гражданина банкротом в общем порядке, раскрыв, каким образом снимается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, в том числе в части начисления неустоек (штрафов, пеней), иных финансовых санкций, а также процентов по обязательствам гражданина.
Согласно законопроекту, при завершении внесудебного банкротства гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, применяются последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом, предусмотренные статьей 216 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". При этом аналогичная норма в отношении завершении внесудебного банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, законопроектом не предусматривается.
Законопроект устанавливает обязанность всех саморегулируемых организаций арбитражных управляющих участвовать в формировании фонда поддержки внесудебного банкротства. При этом возможность утверждать арбитражных управляющих на сопровождение процедуры банкротства будут иметь только те саморегулируемые организации, которые являются членами национального объединения саморегулируемых организаций. Такой подход без должного обоснования обременяет саморегулируемые организации арбитражных управляющих, члены которых не планируют сопровождать внесудебное банкротство граждан. Более того, такие саморегулируемые организации будут обязаны соблюдать решения общего собрания членов национального объединения об увеличении размера взноса, уплачиваемого в фонд поддержки внесудебного банкротства, что также требует дополнительного обсуждения.
Законопроектом предусматривается, что размер вознаграждения арбитражного управляющего за сопровождение внесудебного банкротства гражданина составляет 3 тысячи рублей. Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование именно такого размера вознаграждения, в том числе с точки зрения добросовестного исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей.
Кроме того, исходя из предлагаемого размера вознаграждения арбитражного управляющего и ежемесячного взноса всех саморегулируемых организаций в фонд поддержки внесудебного банкротства в размере 15 тысяч рублей процедурой внесудебного банкротства ежемесячно сможет воспользоваться не более 250 граждан или около 3 тысяч человек в год. Ограниченность возможностей финансирования процедур внесудебного банкротства на фоне значительного числа граждан, нуждающихся в прохождении такой процедуры, может провоцировать злоупотребления со стороны арбитражных управляющих. С учетом изложенного механизм финансирования внесудебного банкротства граждан требует дополнительного обсуждения и проработки.
Указанные замечания не носят концептуальный характер и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению. В этой связи Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 792949-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части внесудебного банкротства гражданина" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.