Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 906703-7 "О внесении изменений в статью 391 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект направлен на гармонизацию порядка предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество.
В соответствии с пунктом 5 статьи 391 и пунктом 1 статьи 407 НК РФ, ряд категорий граждан имеют льготы по земельному налогу и налогу на имущество соответственно.
При этом для отдельных категорий граждан предусматривается право на предоставлении льготы по налогу на имущество, а по земельному налогу - нет. К таким категориям относятся:
1. лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
2. военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
3. члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
4. граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
5. родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
6. физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении земельных участков, на которых расположены специально оборудованные помещения, сооружения, используемые ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилые помещения, используемые для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 5 статьи 391 НК РФ указанными категориями граждан и предоставить им налоговый вычет в виде уменьшения налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 407 НК РФ, физические лица, которые освобождаются от уплаты налога на имущество, имеют право применить такую льготу в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика:
1) квартира или комната;
2) жилой дом;
3) помещение или сооружение, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек;
4) хозяйственное строение или сооружение, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
5) гараж или машино-место.
Таким образом, налогоплательщик вправе использовать льготу по пяти объектам имущества одновременно, находящихся у него в собственности.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 391 НК РФ, налогоплательщик имеет право на налоговый вычет по земельному налогу в отношении только одного земельного участка по собственному выбору.
В целях сближения порядка применения льгот по земельному налогу и налогу на имущество, законопроектом предлагается предусмотреть право налогоплательщика по земельному налогу на налоговый вычет в отношении следующих земельных участков:
1. одного земельного участка по каждому виду объекта налогообложения налога на имущество физических лиц, определяемых в соответствии с пунктом 4 статьи 407 НК РФ (указаны выше) и выбранным налогоплательщиком для предоставления налоговой льготы по налогу на имущество;
2. одного земельного участка, используемых для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, на которых не расположены хозяйственные строения или сооружения.
Налогоплательщик, относящийся к одной из льготных категорий и который имеет налоговую льготу по пяти категориям имущества, будет иметь возможность применить и налоговый вычет по каждому земельному участку, на которых находятся эти объекты имущества.
В целях исключения злоупотреблений по использованию налогового вычета по земельному налогу, законопроектом предусматривается ограничение по кадастровой стоимости земельного участка в размере 100 миллионов рублей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 391 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 391 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" приведет к выпадающим доходам местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроектом предлагается предоставить налоговый вычет в виде уменьшения налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка следующим категориям граждан:
1. лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
2. военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
3. члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
4. граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
5. родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
6. физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении земельных участков, на которых расположены специально оборудованные помещения, сооружения, используемые ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилые помещения, используемые для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования.
По данным ФНС России сумма исчисленного земельного налога за 2018 по указанным выше категориям граждан составила:
1. 9 266,6 тыс. руб.;
2. 392 256,8 тыс. руб.;
3.21 656,7 тыс. руб.;
4. 115 465,2 тыс. руб.;
5. 9 094,6 тыс. руб.;
6. 2 966,4 тыс. руб.
Принимая во внимание отсутствие информации по кадастровой стоимости и площади каждого земельного участка, расчет выпадающих доходов местных бюджетов выполнен исходя из предпосылки о предоставлении льготы по земельному налогу на всю кадастровую стоимость земельных участков по указанным выше льготным категориям граждан.
Таким образом, выпадающие доходы местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ежегодно будут составлять 550 706,3 тыс. руб.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в статью 391 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 391 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.