Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 908035-7 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования практики управления интегрированными структурами оборонно-промышленного комплекса (далее - ИС ОПК).
Законопроектом предлагается исключить распространение на дочерние акционерные общества головных организаций ИС ОПК, 100 процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, и их дочерние акционерные общества правил, установленных абзацем вторым пункта 6 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем вторым пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Предлагаемое законопроектом исключение направлено на упрощение и совершенствование системы корпоративного управления и контроля, оперативное принятие решений по ключевым вопросам деятельности дочерних акционерных обществ головной организации, обеспечение прозрачной структуры собственности в холдинге. Это позволит усилить контроль за дочерними акционерными обществами по таким стратегически важным вопросам как исполнение государственного оборонного заказа, реализация мероприятий военно-технического сотрудничества и стратегии развития дочерних акционерных обществ.
Установление указанного в законопроекте исключения позволит упростить структуру органов управления дочерних акционерных обществ. Благодаря этому оптимизируется порядок принятия решений в рамках ИС ОПК за счет существенного сокращения сроков принятия корпоративных решений на общих собраниях акционеров дочерних обществ и, соответственно, сроков реализации указанных решений.
Смещение фокуса управления дочерними акционерными обществами на уровень головной организации ИС ОПК позволит принимать основные, системные решения, в том числе, по вопросам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа и реализации федеральных целевых программ, единственным акционером без учета необходимости формального соблюдения сроков подготовки, созыва и проведения заседаний советов директоров и общих собраний акционеров дочерних обществ, установленных законом.
Так, например, для размещения дополнительных акций в рамках реализации федеральных целевых программ и получения бюджетных инвестиций необходимо принятие решения общего собрания акционеров общества об увеличении уставного капитала. При соблюдении всех сроков проведения корпоративных мероприятий, установленных законодательством, для проведения собрания акционеров общества необходимо минимум 36 дней с момента его созыва.
Необходимо отметить, что государственной программой Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (далее - государственная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 327 в подпрограмме "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" установлено, что одной из задач этой подпрограммы является повышение эффективности и качества управления компаниями с государственным участием, а одним из ожидаемых результатов - повышение качества корпоративного управления компаний с государственным участием в соответствии с международными аналогами.
Предлагаемые законопроектом изменения по сокращению доли участия Российской Федерации в управлении акционерными обществами, путем консолидации фокуса управления в головных компаниях ИС ОПК, соответствуют задачам государственной программы и направлены на повышение эффективности и качества корпоративного управления в ИС ОПК.
Необходимо отметить, что в настоящее время в отношении организаций оборонно-промышленного комплекса и ИС ОПК уже реализованы возможные меры по повышению эффективности и качества корпоративного управления. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2014 г. N 384 "О дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Концерн ПВО "Алмаз - Антей" внедрена и используется схема владения всеми акциями дочерних обществ в ИС ОПК двумя акционерами (пакет 100 процентов акций минус 1 акция принадлежит головной организации ИС ОПК, а 1 акция находится в собственности другого дочернего общества ИС ОПК).
Сохранение в собственности дочернего общества 1 акции ряда других акционерных обществ обусловлено требованиями абзаца второго пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и абзаца второго пункта 6 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Таким образом, оптимальным вариантом для реализации вышеперечисленных преимуществ и возможностей корпоративного управления является передача всех акций дочерних акционерных обществ головной компании ИС ОГЖ вместо использования механизма перекрестного владения акциями внутри интегрированной структуры.
Правовым основанием установления такого исключения является положение абзаца второго пункта 6 статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому отдельные правовые особенности данного положения могут устанавливаться законами.
Необходимо отметить, что исключение, касающееся возможности хозяйственным обществам иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, на данный момент уже реализовано в нескольких федеральных законах, касающихся порядка управления деятельностью государственных корпораций, а также создаваемого АО "Почта России" (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" не потребует принятия или признания утратившими силу иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.