Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 911641-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" разработан с целью установления педагогическим и медицинским работникам достойного уровня оплаты труда, указанных в Главе 52 и статье 350 Трудового кодекса РФ.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Проектом федерального закона предлагается ввести правовую норму, в соответствии с которой базовая ставка заработной платы педагогических и медицинских работников не может быть ниже двукратного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены и действуют медицинские и образовательные организации.
Согласно статистическим данным Росстата и Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2018 год, численность врачей в Российской Федерации составила 548 818 человек, численность среднего медицинского персонала 1 266 396 человек.
Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики в 2017 году численность работников педагогического состава в Российской Федерации составила 1 462 800 человек (среди них: численность школьных учителей составила - 1079,9 тысяч человек, преподавателей образовательных организаций в системе среднего профессионального образования - 137,8 тысяч человек, преподавателей ВУЗов - 245,1 тыс. человек).
Учитывая установленный на 2020 год МРОТ в размере 12130 рублей и совокупную ставку социальных страховых взносов 30,2%, общий объем дополнительных расходов на установление минимальной заработной платы педагогических и медицинских работников на уровне двух МРОТ может составить 620,7 млрд. руб. в год с учетом уровня цен 2020 года и повышения базовых ставок всех педагогических и медицинских работников на один МРОТ.
Фактически же дополнительные расходы на финансирование расходов для повышения уровня оплаты труда педагогических и медицинских работников составят значительно меньшую сумму, поскольку большая часть педагогических и медицинских работников получают заработную плату выше одного МРОТ, в том числе в рамках исполнения "майских указов" Президента Российской Федерации, принятых в 2012 году.
В законопроекте предлагается установить дату вступления в силу федерального закона в случае его принятия с 1 января 2021 года.
Дополнительные расходы, необходимые для реализации федерального закона в случае принятия, могут быть учтены при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статистическим данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2018 году численность врачей в Российской Федерации составила 548 818 человек, численность среднего медицинского персонала 1 266 396 человек.
Учитывая установленный на 2020 год минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) в размере 12 130 рублей в месяц и совокупный тариф социальных страховых взносов 30,2%, объем возможных дополнительных расходов, требуемых для финансирования повышенных базовых ставок заработной платы медицинских работников на уровне двух МРОТ может составить 343,5 млрд. руб. в год с учетом уровня цен 2020 года при условии, что базовая ставка заработной платы всех медицинских работников увеличится на один МРОТ.
Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 году численность педагогических работников в Российской Федерации составила более 1 462 800 человек, в том числе: численность школьных учителей - 1079,9 тыс. человек, преподавателей образовательных организациях среднего профессионального образования - 137,8 тыс. человек, преподавателей ВУЗов - 245,1 тыс. человек.).
Учитывая установленный на 2020 год МРОТ в размере 12 130 рублей в месяц и совокупный тариф социальных страховых взносов 30,2%, объем возможных дополнительных расходов, требуемый для финансирования повышенной базовой ставки заработной платы педагогических работников на уровне двух МРОТ, может составить 277,2 млрд. рублей в год с учетом уровня цен 2020 года, при условии, что базовая ставка заработной платы всех педагогических работников увеличится на один МРОТ.
Общая сумма расходов, требуемая для установления базовой ставки заработной платы педагогических и медицинских работников на уровне двух МРОТ, составит более 620,7 млрд. рублей в год.
Указанные дополнительные расходы могут быть учтены при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.