Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 912182-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - законопроект) разработан в целях расширения доступа российских экспортеров к продуктам экспортного страхования, а также смягчения требований валютного контроля при экспорте российской продукции.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) резидент признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.
Указанным порядком соответствующими полномочиями наделено только АО "ЭКСАР". При этом страховое законодательство Российской Федерации не препятствует деятельности страховых организаций - резидентов по заключению договоров страхования рисков неисполнения нерезидентами по заключенным резидентами с такими нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Законопроектом предлагается дополнить статью 19 Федерального закона нормой, предусматривающей возможность признания экспортеров резидентов исполнившими обязанность по репатриации валютной выручки при обеспечении получения ими страховых выплат в иностранной валюте или валюте Российской Федерации от страховых организаций - резидентов по соответствующим договорам страхования на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидентам, являющимся выгодоприобретателями по таким договорам страхования, при наступлении страхового случая при условии, что сумма страхового возмещения (страховой выплаты) не меньше суммы неисполненных обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту).
Действующее законодательство Российской Федерации предъявляет лишь минимальные требования к деятельности страховых организаций - резидентов, предоставляя участникам отношений по страхованию самостоятельно определять условия конкретных сделок, руководствуясь общими принципами гражданских правоотношений, что связано с определенными рисками для страхователей, осуществляющих высокорисковую внешнеторговую деятельность. В целях предотвращения незаконного вывода денежных средств за рубеж путем использования услуг страховых компаний - резидентов в законопроекте предусматривается наделение Банка России полномочием по формированию перечня страховых организаций - резидентов, которые не вправе страховать риски неисполнения нерезидентами встречных обязательств по соответствующим экспортным внешнеторговым договорам (контрактам), с последующим его размещением на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Кроме того, законопроектом устанавливаются основания как включения в перечень страховых организаций - резидентов, которые не вправе страховать риски неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) с резидентом, так и последующего исключения из него.
Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в статью 9 Федерального закона, предусмотрев возможность для российских страховых организаций - резидентов, не поименованных в указанном выше перечне, формируемом Банком России, как получения от российских экспортеров страховых премий (страховых взносов) в иностранной валюте, так и выплаты ими страховых возмещений в иностранной валюте по соответствующим договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между экспортерами - резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (дополнение статьи 9 пунктами 32 и 33).
На сумму денежных средств, причитающихся резиденту - экспортеру, может влиять изменение количественных и качественных характеристик поставленного товара, определяющих его стоимость. При подготовке к заключению внешнеторговой сделки и подписании сторонами внешнеторгового договора (контракта) существенным обстоятельством является установление в нем сторонами сделки момента перехода риска гибели или порчи товара от продавца к покупателю, в зависимости от которого рассматривается вопрос о полной либо частичной оплате экспортируемого товара.
В отсутствие экономической целесообразности либо в связи с невозможностью (ввиду наличия санитарно-эпидемиологических, ветеринарных требований или экспортно-импортных ограничений) возврата испортившихся (неликвидных) товаров экспортеры получают оплату за поставленные товары не в полном объеме, осуществляют дополнительную поставку аналогичного товара в объеме утраченного или испорченного груза либо иным образом договариваются с контрагентом - нерезидентом относительно механизма компенсаций за недопоставленные надлежащего качества товары.
Контроль за соблюдением резидентами - экспортерами требования Федерального закона о репатриации валютной выручки осуществляется на основании сведений, содержащихся в ведомостях банковского контроля, формируемых с учетом фактических данных о цене товаров, заявленных в декларациях на товары (далее - декларации) и передаваемых таможенными органами уполномоченным банкам. Указанные в декларациях сведения о стоимости товаров могут быть скорректированы после выпуска товаров в случаях, предусмотренных правом Евразийского экономического союза только по результатам осуществляемого таможенными органами контроля. В случае невнесения изменений в декларации ввиду отсутствия соответствующей информации от таможенных органов уполномоченный банк лишен оснований для корректировки информации о подтверждающих документах, содержащихся в ведомости банковского контроля. Таким образом, формируемое в соответствующей ведомости банковского контроля отрицательное сальдо по внешнеторговому договору (контракту) указывает на наличие признаков несоблюдения резидентом - экспортером требования Федерального закона о репатриации валютной выручки и, как следствие, является основанием для проведения в отношении него проверочных мероприятий по направлению валютного контроля.
Практика работы таможенных органов показывает, что внесение изменений в части заявленной цены товара в декларации после его выпуска возможно в случае порчи, повреждения, утраты, естественной убыли при представлении таможенным органам участником внешнеэкономической деятельности документов, обосновывающих изменение стоимости поставленного товара (например, заключение Торгово-промышленной палаты иностранного государства или российского торгового представительства в этом государстве, акты приема-передачи товаров и другие документы).
При этом валютное законодательство Российской Федерации не содержит правовых оснований для получения как уполномоченными банками и государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" от резидентов и нерезидентов, так и таможенными органами от уполномоченных банков и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" документов, обосновывающих изменение стоимости экспортированных товаров.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести изменение в часть 4 статьи 23 Федерального закона, включив в перечень документов, которые для целей валютного контроля могут быть представлены резидентами - экспортерами в обоснование недополученной валютной выручки, документы, касающиеся фиксации факта порчи (повреждения, утраты и др.) товара и урегулирования его оплаты.
Предлагаемые изменения позволят снизить административную нагрузку на российских экспортеров, расширить российским экспортерам доступ к продуктам экспортного страхования, упростят процедуры внесения изменения в сведения, заявленные в выпущенных таможенными органами декларациях, а также будут способствовать автоматизации и упрощению механизма формирования документов учета и отчетности по валютным операциям.
Законопроект не содержит положений, устанавливающих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребуют дополнительных затрат средств из федерального бюджета, не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребуют дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.