Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 911978-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" разработан в целях совершенствования законодательства.
Статистика обращений граждан показывает, что практически половина всех поступающих вопросов связана с содержанием и техническим состоянием общего имущества в многоквартирном доме. Осмотр общего имущества в МКД является ключевым моментом для последующей цепочки действий управляющей компании. Перечень работ по ремонту МКД, запланированный и оформленный актом осмотра, обязателен для выполнения управляющей компанией. На основании акта осмотра управляющая компания планирует смету расходов по содержанию общего имущества МКД на будущий период, сопоставляет смету расходов с данными по финансовому результату МКД и предлагает собственникам утвердить тариф на содержание общего имущества МКД.
Однако данные надзорных органов показывают, что акты осмотра общего имущества в МКД зачастую оформляются управляющими компаниями формально и из года в год переписываются. Причиной сложившейся ситуации является попытка управляющих компаний избежать ответственности за невыполнение исчерпывающего перечня работ, запланированного актом осмотра, поскольку не считают возможным согласовать с собственниками увеличение платы на содержание общего имущества МКД. Таким образом, в сложившейся ситуации не достигается главная цель осмотра общего имущества в МКД - обеспечение возможности безопасной эксплуатации здания, а также подтверждение необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ.
Для изучения данного вопроса были проанализированы действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, связанные с осмотром многоквартирного дома, и был сделан вывод о том, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательного размещения результатов осмотра общего имущества МКД в открытом доступе.
Законопроектом предлагается установить обязательный характер размещения актов осмотра общего имущества многоквартирного дома в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Субъектами, размещающими информацию о результатах осмотра общего имущества многоквартирного дома, будут лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг.
В данном случае ответственность за нарушение обязательства о размещении информации в ГИС ЖКХ предусмотрена статьей 11 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", которая в конечном итоге отсылает к статье 13.19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанной структуре ответственности и установления обязанности размещения актов осмотра общего имущества в многоквартирном доме в открытом доступе лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, будут заинтересованы в размещении актуальных данных, поскольку с учетом данных нововведений упрощается процедура доказывания факта регулярного размещения однотипных и несоответствующих действительности актов осмотра общего имущества в многоквартирном доме. Содержание актов осмотра общего имущества в многоквартирном доме становится открытым и доступным как для собственников многоквартирного дома, так и для надзорных органов.
Реализация данной концепции организации осмотров общего имущества МКД и фиксации результатов предполагает, что:
1) все виды актов осмотра общего имущества МКД (текущий, сезонный, внеочередной) подлежат размещению в ГИС ЖКХ;
2) срок размещения акта осмотра общего имущества МКД составляет не позднее 14 дней с даты составления акта осмотра;
3) следующий порядок уведомления представителей Совета МКД о предстоящем осмотре общего имущества МКД:
- при текущем или сезонном осмотре управляющая организация обязана уведомить Совет многоквартирного дома о предстоящем осмотре не позднее чем за 5 (пять) дней путем размещения сообщения на информационных стендах многоквартирного дома или иными средствами, позволяющими впоследствии подтвердить факт уведомления Совета МКД;
- при внеочередном осмотре управляющая организация обязана уведомить Совет многоквартирного дома не позднее чем за 3 часа перед началом осмотра средствами, позволяющими впоследствии подтвердить факт уведомления Совета МКД.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в котором будут регламентированы обеспечение участия в комиссии, осуществляющей осмотр многоквартирного дома, представителя Совета многоквартирного дома и способ их уведомления о предстоящем осмотре, а также в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74, N 114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", в котором будут регламентированы состав, сроки и порядок опубликования результатов осмотра многоквартирного дома в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Принятие законопроекта позволит добиться ответственного подхода к проведению осмотров общего имущества, планированию сметы расходов на проведение своевременного ремонта, осуществлять контроль за деятельность управляющей компании со стороны собственников, и, как следствие, обеспечивать нормальное функционирование МКД в соответствии с запланированными эксплуатационными характеристиками объекта в течение всего срока службы и установленным уровнем безопасности жилых зданий.
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат |
П. Качкаев |
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 N 74, N 114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат |
П. Качкаев |
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" не повлечет за собой дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
Председатель |
К. Толкачев |
Депутат |
П. Качкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.