Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 912703-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
Досье на проект федерального закона
1. Указанный проект федерального закона направлен на уточнение положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) в части касающейся порядка предоставления военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - военнослужащие) жилых помещений в собственность бесплатно.
Так законопроектом предлагается закрепить, что выписки из решений о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно военнослужащим, выданные военнослужащим, являются основанием для государственной регистрации права собственности указанных граждан и прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия и возникновения права собственности военнослужащих - граждан, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на предоставленные жилые помещения.
Полномочиями по определению формы выписки из решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно, и акта приема-передачи жилого помещения наделяется Правительство Российской Федерации.
Законопроект позволит на законодательном уровне закрепить порядок прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и (или) членов их семей на предоставленные жилые помещения.
2. Законопроект также направлен на учет взаимных интересов государства в лице федеральных органов и военнослужащих, поскольку на практике часто бывает сложно подобрать жилое помещение, в точности соответствующее размеру общей площади, рассчитанному в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ. В связи с чем наделение федеральных органов правом в случае невозможности предоставления жилых помещений по установленным нормам предоставлять жилые помещения не только выше норм предоставления, с условием оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статье 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ, но и меньше норм, определенных статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ, является не только логичным, но и действительно будет более полно учитывать интересы и просьбы военнослужащих о предоставлении им жилых помещений по месту прохождения военной службы либо в избранном месте жительства меньше норм предоставления.
В настоящее время федеральные органы даже при наличии письменного согласия военнослужащих не вправе предоставлять им жилые помещения меньше норм, определенных статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ.
Жилые помещения меньше норм, определенных статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ, согласно законопроекту будут предоставляться только при согласии и на основании письменного заявления военнослужащих (граждан) и всех совершеннолетних членов их семей.
Если военнослужащие и члены их семей, которым будут предлагаться жилые помещения, выразят несогласие с их предоставлением, то они будут подлежать обеспечению только жилыми помещениями по нормам предоставления либо большей площадью при их согласии.
При этом законопроектом закрепляется, что жилые помещения меньше норм предоставления, определенных статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ, предоставляются не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в населенном пункте, в котором предоставляется жилое помещение.
Возможность предоставления гражданам жилых помещений меньше нормы предоставления либо приобретения ими жилых помещений меньше нормы предоставления в настоящее время предусмотрено статьей 9 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", статьей 9 Федерального закона от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации "Об особенностях жилищного обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков".
Положения законопроекта позволят учитывать интересы военнослужащих которые обращаются с заявлением, в том числе о согласии с предоставлением им жилых помещений меньше нормы, определенных статьей 15.1 Федерального закона N 76-ФЗ, при условии, что жилое помещения будет предоставлено не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в населенном пункте, в котором предоставляется жилое помещение.
3. В ходе правоприменения положений пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ в отношении военнослужащих, не являющихся участниками накопительно-ипотечной системы, которые погибли в период прохождения военной службы, имеются место случаи, когда членам семей таких военнослужащих отказывают в жилищном обеспечении.
Формальной причиной таких отказов является то, что указанные погибшие военнослужащие не имели необходимой выслуги лет. Как представляется, такой подход противоречит смыслу, который законодатель вкладывал в указанную норму, а данная правовая неопределенность подлежит устранению.
Для чего предлагается внести изменения в абзац первый пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ, указав, что члены семей погибших (умерших) в период прохождения военной службы военнослужащих, независимо от общей продолжительности военной службы этих военнослужащих, обеспечиваются жилыми помещениями при наличии у таких членов семей оснований быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом предлагается абзац первый пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ изложить в более понятной и исключающей двоякое толкование редакции.
Реализация законопроекта будет осуществлена в пределах финансовых средств, выделяемых федеральным органам на жилищное обеспечение военнослужащих.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., иных международных договоров.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.
Замечания, изложенные в заключении Правительства Российской Федерации N 1360п-П4 от 20 февраля 2020 года, устранены.
Финансово-экономическое обоснование к Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
Реализация указанного федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или изданию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" потребует:
1) внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно".
2) внесения изменений в ведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в части определения формы решения и выписки из решения федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, или уполномоченных ими органов (организаций) о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно, а также формы акта приема-передачи жилых помещений в собственность бесплатно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.