Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 912387-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N 1541-1) установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользоваться жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом N 1541-1, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Одним из основных условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Кроме того, в соответствии с абзацем вторым статьи 4 Закона N 1541-1 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности приватизации жилых помещений, относящихся к жилищному фонду коммерческого использования.
На территории Ленинградской области и других субъектов Российской Федерации встречаются случаи проживания граждан на протяжении десятков лет на условиях договора найма в жилых помещениях, расположенных в домах, построенных коммерческими организациями после приватизации.
В дальнейшем коммерческие организации с целью снятия с себя бремени содержания жилищного фонда передают жилые помещения в собственность муниципальных образований, которые, в свою очередь, заключают с гражданами договоры коммерческого найма жилых помещений.
Единственной возможностью реализовать свое право на жилье граждане могут только путем заключения договора социального найма на условиях нуждаемости и очередности, предусмотренных жилищным законодательством, что подразумевает предоставление жилого помещения, относящегося к жилищному фонду социального использования, которое они будут вправе приватизировать в порядке, установленном Законом N 1541-1.
Вместе с тем, жилое помещение, в которое вложены значительные средства на содержание и ремонт, граждане приватизировать не вправе.
Законопроект предусматривает предоставление собственникам коммерческого жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, за которыми закреплен коммерческий жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых передан коммерческий жилищный фонд, права принимать решения о его приватизации.
Указанное изменение позволит избежать увеличения очереди на получение социального жилья, а также реализовать право граждан на жилье путем предоставления возможности приватизации помещений коммерческого жилищного фонда по решению собственника.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.