Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 914612-7 "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве"
Досье на проект федерального закона
Проведенный в городе Москве эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва показал востребованность у граждан нового формата участия в выборах - дистанционного голосования посредством сети "Интернет". Высокая степень открытости процесса разработки и апробации дистанционного голосования позволила создать надежные программные и технические решения, обеспечивающие дополнительные гарантии реализации избирательных прав граждан с соблюдением высоких стандартов избирательного процесса. Принятый комплекс нормативных актов и созданная техническая база способствовали успешному проведению экспериментального дистанционного электронного голосования на выборах 8 сентября 2019 года в городе Москве, в котором приняли участие более 11 тысяч человек из трех избирательных округов города Москвы.
Проект федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве" (далее - законопроект) направлен на создание условий для дальнейшего тестового использования современных технологий в процессе голосования, которые позволят установить дополнительные гарантии реализации избирательных прав граждан.
Законопроектом предлагается провести в городе федерального значения Москве эксперимент по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в 2020 - 2021 годах (далее - эксперимент), установив возможность осуществления дистанционного электронного голосования на территории города Москвы при проведении выборов всех уровней: на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве.
В связи с применением разных избирательных систем на выборах различного уровня законопроектом закрепляются нормы о территории проведения эксперимента. Его проведение будет возможно в расположенных на территории города Москвы одном или нескольких избирательных округах либо части избирательного округа. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти основные вопросы организации и проведения дистанционного электронного голосования будут определяться Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на основании предложений Московской городской избирательной комиссии. Вопросы организации и проведения дистанционного электронного голосования на городских выборах будут определяться соответствующим законом города Москвы, а также решениями Московской городской избирательной комиссии.
Как и на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва дистанционное электронное голосование будет проводиться одновременно с голосованием в традиционном формате в соответствующем избирательном округе (части избирательного округа) и будет сохранена возможность избирателям самостоятельно выбирать формат участия в выборах (дистанционное электронное голосование или традиционное голосование), в том числе право изменять свое решение в определяемые Московской городской избирательной комиссией сроки.
Кроме того, основные параметры первого этапа эксперимента, организованного при проведении выборов депутатов Московской городской Думы седьмого созыва, также останутся неизменными. В частности:
дистанционное электронное голосование будет осуществляться избирателями с помощью специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы (без использования бюллетеня на бумажном носителе);
для участия в дистанционном электронном голосовании избирателю необходимо будет подать соответствующее заявление на региональном портале государственных и муниципальных услуг города Москвы;
осуществление дистанционного электронного голосования, обеспечение условий наблюдения за ним, а также установление его итогов будут обеспечиваться специальными участковыми избирательными комиссиями по дистанционному электронному голосованию.
Продление срока проведения эксперимента будет способствовать созданию дополнительных возможностей и гарантий реализации избирательных прав граждан, а его результаты позволят определить направления дальнейшей работы по совершенствованию правового регулирования избирательного процесса и внедрению современных технологий в данный процесс.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве"
Принятие федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве" не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве"
Принятие федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.