Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 915223-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" направлен на ограничение гражданской правоспособности офшорных компаний в российском гражданском обороте. Российское законодательство уже содержит ряд ограничений правоспособности офшорных компаний (запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд, запрет на получение субсидий из бюджета, бюджетных инвестиций и государственных (муниципальных) гарантий, ограничения для установления контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства). Тем не менее, оффшорные компании продолжают использоваться для злоупотреблений в гражданском обороте (искусственное создание мнимого добросовестного приобретателя, сокрытие незаконных манипуляций с долями и акциями, "рейдерские захваты" и т.п.).
Поэтому законопроектом предлагается внести в статью 49 ГК РФ новый пункт 3.1 в качестве дополнительного условия их регистрации в ЕГРЮЛ с обязательным раскрытием информации об учредителях (участниках) и выгодоприобретателях. Лишь при наличии такой регистрации и раскрытии указанной информации оффшорная компания вправе осуществлять свою деятельность на российской территории, в том числе совершать сделки, приобретать имущество в собственность и т.д.
Ранее раскрытию этой информации препятствовали законы самих офшорных юрисдикций, запрещавших или ограничивавших их раскрытие, а также между Россией и властями офшорных юрисдикций отсутствовали международные соглашения об обмене информацией.
Сейчас многие офшорные юрисдикции присоединились к Совместной Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (ETS N 127). Россия также ратифицировала Конвенцию (в редакции Протокола 2010 г.), и она вступила в силу для нашей страны с 01.07.2015 года. У ФНС России появился механизм получения информации из офшорных юрисдикций, в том числе относительно личности бенефициаров офшорных компаний. Во-вторых, Россия и многие офшорные юрисдикции участвуют в Многостороннем соглашении об автоматическом обмене финансовой информацией между компетентными органами (CRS МСАА) 2014 года, которое предусматривает автоматический обмен информацией на ежегодной основе между государствами - участниками. Согласно данным ОЭСР по состоянию на сентябрь 2019 г. Россия может получать информацию из 92 юрисдикций о счетах офшорных компаний, которые контролируются российскими резидентами. Соответственно, на основе этой информации Федеральная налоговая служба сможет установить бенефициаров офшорных компаний, счета которых контролируются российскими резидентами, направив им соответствующие уведомления в порядке, предусмотренном НЕС РФ.
Проект предусматривает введение требования обязательного раскрытия информации об учредителях (участниках) и бенефициарах офшорных компаний при регистрации сведений о них в ЕГРЮЛ. Без раскрытия данной информации и регистрации её в ЕГРЮЛ оффшорная компания: 1) не сможет выступать учредителем (участником) российских хозяйственных обществ и товариществ; 2) не вправе осуществлять свою деятельность на российской территории, в том числе совершать сделки с российскими организациями и физическими лицами, приобретать имущество в собственность и т.д. В случае, если соответствующее иностранное юридическое лицо имеет в качестве учредителей (участников) другие юридические лица, зарегистрированные в офшорных территориях, то информация об учредителях (участниках) и бенефициарах таких юридических лиц должна быть также раскрыта.
Законопроектом предлагается внести данные изменения в ст. 49 ГК РФ. Законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 1202 ГК РФ подпунктом 10 о том, что личный закон юридического лица регулирует также отношения между бенефициаром и номинальным акционером (директором) юридического лица, включая права бенефициара в отношении имущества юридического лица (бенефициарная собственность). Данное положение необходимо в целях достижения правовой определенности в вопросе привлечения бенефициара к субсидиарной ответственности по долгам контролируемой им офшорной компании. Поскольку институт номинальных акционеров и номинальных директоров широко используется в офшорных юрисдикциях, указание закона на то, что отношения между бенефициарами и номинальными акционерами (директорами) регулируются личным законом юридического лица, является логичным и обоснованным.
В целях ограничения правоспособности офшорных компаний на участие в гражданском и арбитражном процессах предлагается внести в Государственную Думу законопроекты "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" и "О внесении изменений Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в котором предлагается внести изменения:
1) дополнить статьи 131, 132 и 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьи 125, 126 и 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новыми нормами, которые уже частично используются в судебной практике. В частности, юридическое лицо, выступающее истцом или ответчиком, зарегистрированное в государстве (территории), в котором не предусматривается раскрытие и предоставление информации о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах, перечень которых должно утвердить Министерство юстиции Российской Федерации), обязано предоставить документы, подтверждающие факт бенефициарного владения и контроля в отношении такого юридического лица со стороны выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и контролирующих лиц. Таким документом является трастовый договор, трастовая декларация, договор на оказание номинальных услуг или другой аналогичный документ. Отказ в раскрытии соответствующей информации, а равно непредоставление подтверждающих документов повлечет для истца оставление искового заявления без движения, а в случае неустранения данных недостатков - возврат искового заявления и, как следствие, отказ истцу в судебной защите. Непредоставление указанной информации и документов ответчиком повлечет для него соответствующие правовые последствия - данный факт будет истолкован против соответствующего ответчика.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" внесение изменений в другие акты федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.