Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается закрепить в качестве дополнительного условия признания российским правопорядком правоспособности офшорных компаний их регистрацию в едином государственном реестре юридических лиц (далее - реестр) с обязательным раскрытием информации об учредителях (участниках) и бенефициарах (далее - информация).
Вместе с тем проблемы совершения офшорными компаниями правонарушений (сокрытие незаконных манипуляций с долями и акциями, "рейдерские захваты") должны решаться в рамках публичного права. Отказ таким лицам в гражданской правоспособности может привести к существенным проблемам в российской правоприменительной практике и международном коммерческом обороте.
Законопроект не устанавливает последствий предоставления офшорной компанией недостоверной информации (последствий совершения сделок, включения офшорной компании в состав участников юридического лица, получения в собственность имущества в период до обнаружения факта недостоверности информации).
Из текста законопроекта неясно, допустимо ли совершение сделок между офшорными компаниями, не раскрывшими информацию в реестре (далее - незарегистрированные офшорные компании), и российскими физическими лицами.
Предлагаемые статьей 1 законопроекта изменения противоречат подпункту 5 пункта 2 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому содержание правоспособности юридического лица определяется на основе его личного закона.
Отношения между бенефициаром и номинальным акционером (директором) юридического лица не должны определяться на основании личного закона юридического лица (статья 2 законопроекта), поскольку они являются либо договорными, либо корпоративными.
Положения законопроекта противоречат нормам Кодекса в части государственной регистрации юридических лиц. Статьей 51 Кодекса установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в реестр, открытый для всеобщего ознакомления. Таким образом, в реестр включаются сведения только о российских юридических лицах (юридических лицах, зарегистрированных на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Законопроект не устанавливает регулирования, препятствующего обходу его положений. Так, незарегистрированные офшорные компании смогут создавать юридические лица в государствах, не относящихся к офшорным зонам, после чего созданные юридические лица будут использоваться для осуществления деятельности на территории Российской Федерации.
Законопроект не содержит переходных положений, регулирующих ситуации, при которых незарегистрированная офшорная компания на момент вступления в силу предлагаемых изменений является собственником имущества, находящегося на территории Российской Федерации, стороной в сделке с российским юридическим лицом или учредителем (участником) российского юридического лица.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 14 февраля 2020 г. N 1178п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 915223-7 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Н.В. Коломейцевым, Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым и другими"
Текст письма опубликован не был