Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 918286-7 "О внесении изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части оптимизации ставок налога на добавленную стоимость в целях восстановления и развития потенциала экономики Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона "О внесении изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части оптимизации ставок налога на добавленную стоимость в целях восстановления и развития потенциала экономики страны" предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на введение поэтапного снижения НДС с 20 процентов в 2021 года до 12 процентов к 2025 году.
Предлагаемые изменения ставки НДС в период с 2021 года по 2025 год, в случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации в части оптимизации ставок налога на добавленную стоимость в целях восстановления и развития потенциала экономики страны", будут вводиться в действие с 1 января 2021 года.
Снижение ставки НДС в России обусловлено логикой формирования единого евразийского экономического пространства, страны-участники которого имеют экономики переходного типа с ограниченными возможностями по созданию добавленной стоимости. Необходимо отметить, что с 1 января 2009 года в Казахстане установлена ставка НДС в размере 12%., которая была снижена с 2007 года по 2009 год со ставки 15% до 12%. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7.07.2006 года N 177- III.
Такая же ставка установлена и в другом государстве - члене ЕАЭС - Республике Кыргызстан. Вполне ожидаемо, что многие организации и предприниматели государств - членов ЕАЭС будут регистрировать свой бизнес в этих странах и там же платить НДС.
По экспертным данным снижение высоких налоговых ставок позволяет избежать организациям и предпринимателям чрезмерных потерь, а именно:
1) жесткая фискальная политика искажает поведение налогоплательщиков, заставляя их искать пути оптимизации уплаты НДС, в том числе в обход законных установлений, к ожиданию репрессивных санкций, в итоге вынуждая их к выводу полученных средств за пределы России;
2) чем выше ставка НДС, тем выше уровень и количество налогоплательщиков, вынужденных банкротиться и ликвидироваться в связи с невозможностью осуществлять цивилизованную деятельность, в том числе с учетом высоких кредитных ставок, не позволяющих пополнять оборотные ресурсы;
3) в связи с расточительными расходами бюджетных поступлений, в том числе необъяснимые бюджетные вливания в крупные кредитные учреждения, банкротство которых вызвано воровством их собственников, ценность бюджетных средств резко сокращается в глазах законопослушных налогоплательщиков.
Так, только за период с 2014 - 2016 гг. российской властью израсходовано на поддержку банковского сектора 3,2 трн руб., в том числе Банк Москвы - 294,8 млрд. руб.; Мособлбанк - 129 млрд. руб.; Балтийский банк - 57,4 млрд. руб., а задолженность Банка "ФК Открытие" перед Банком России превысила более 1 трлн. рублей.
Принятие решения о снижении ставки НДС с 20% до 12% за пять устраняет целесообразность для хозяйствующих субъектов в использовании существующих схем теневого обналичивания. Следует заметить, что в условиях коррупционного управления потребность в наличных средствах у субъектов экономической деятельности, действующих в высокорентных отраслях, остается в настоящее время высокой, что регулярно подтверждается информацией в СМИ.
Данное снижение налога на добавленную стоимость в течении 5 лет с 20 процентов до 12 процентов позволит обеспечить:
расширение круга участников налогообложения НДС за счет осуществление в течение пяти лет плавного снижения ставки НДС, что несомненно позволит повысить конкурентоспособность продукции российских производителей, а также повысить финансовую устойчивость малого и среднего бизнеса - субъектов данного налога;
снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
создание условий для роста валового внутреннего продукта, восстановления и дальнейшего развития потенциала экономики страны.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части оптимизации ставок налога на добавленную стоимость в целях восстановления и развития потенциала экономики Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части оптимизации ставок налога на добавленную стоимость в целях восстановления и развития потенциала экономики Российской Федерации" по снижению ставки НДС с 20% до 12% на первом этапе 2021 - 2025 гг. повлечет определенное снижение поступлений НДС в федеральный бюджет, объем которых может составить с учетом сохранения динамики и уровня поступления НДС по данным статистики за 2018 год по расчетам поступления НДС в 2021 году:
По статистическим данным сумма поступления НДС в 2018 году составляет:
- по внутренним объемам НДС - более 3,4 трлн руб.
- по внешним объемам НДС - 4,2 трлн. руб.
Общая сумма НДС составила 7,6 трлн руб.
Расчетная сумма снижения в период 2021 - 2025 гг. может составить:
в 2021 - 2022 годы : 7,6 трлн руб. х 0,02 = 152,0 млрд. руб. ежегодно;
в 2023 - 2024 годы: 7,6 трлн руб. х 0,03 = 228,0 млрд. руб. ежегодно;
с 2025 года: 7,6 трлн руб. х 0,03 = 228,0 млрд. руб.
Необходимо отметить, что указанный расчет теоретически снижаемой суммы НДС, поступающей в федеральный бюджет в период 2021 - 2025 годов, конечно же будет перекрываться возрастающим объемом мобилизации НДС в федеральный бюджет за счет постепенно нарастающим ростом экономического потенциала налогоплательщиков, у которых за счет возрастающей разницы в ставке НДС от 2 до 8 процентов за эти годы появится возможность использовать её как инвестиционный ресурс на свое дальнейшее развитие, а также для развития других секторов отраслей экономики страны.
Реализация государственных и национальных программ, принятых на период до 2024 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, будет безусловно профинансирована за счет средств профицита федерального бюджета страны, сложившегося по итогам 2019 года, в сумме более 6 триллионов рублей.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части оптимизации ставок налога на добавленную стоимость в целях восстановления и развития потенциала экономики Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части оптимизации ставок налога на добавленную стоимость в целях восстановления и развития потенциала экономики Российской Федерации" потребует учета и внесения изменений при формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.