Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается поэтапное снижение налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) с 20 до 12 процентов в течение 2021 - 2025 годов.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, реализация закона позволит, в частности, расширить круг участников налогообложения НДС, повысит финансовую устойчивость субъектов малого и среднего бизнеса (далее - субъекты МСП), инвестиционную активность, а также создаст условия для роста ВВП. Однако оценить влияние законопроекта на вероятное расширение круга участников налогообложения НДС не представляется возможным в связи с отсутствием в законопроекте соответствующих норм.
Законопроектом не предусмотрены какие-либо механизмы, которые позволят контролировать направление налогоплательщиками доходов, полученных в связи со снижением базовой ставки НДС до 12%, на расширение производства, а также на повышение оплаты труда, в связи с чем рост ВВП и повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов как следствие снижения ставки НДС не очевидны.
В целях создания благоприятных условий для функционирования субъектов МСП Налоговым кодексом Российской Федерации установлен ряд специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения), которыми предусмотрено освобождение субъектов МСП от обязанности по уплате НДС.
Следует также отметить, что порядок применения НДС в Российской Федерации соответствует международной практике, при этом в отношении операций по реализации социально значимых товаров и услуг предусмотрено применение льготных налоговых ставок, либо освобождение от налогообложения.
Кроме того, поскольку НДС является одним из основных источников доходов федерального бюджета, снижение базовой ставки НДС с 20 до 12 процентов приведет к их существенному сокращению, а источники компенсации выпадающих доходов авторами законопроекта не определены. Как следствие, это ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 марта 2020 г. N 1791п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 918286-7 "О внесении изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части оптимизации ставок налога на добавленную стоимость в целях восстановления и развития потенциала экономики Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, Н.В. Коломейцевым и другими"
Текст письма опубликован не был