Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 917948-7 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (п. 4) Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере здравоохранения необходимо к 2024 году обеспечить ликвидацию кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Согласно Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной Указом Президента РФ от 06.06.2019 N 254) решение основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации должно осуществляться по приоритетным направлениям, к которым в том числе отнесено совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, предусматривающее устранение дисбаланса между наличием медицинских работников определенных специальностей и категорий и потребностью в таких работниках, особенно в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
20 августа 2019 года Президент Российской Федерации В.В. Путин провёл совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения. Данная задача была отнесена Президентом Российской Федерации к чрезвычайно важным для, практически, каждого гражданина страны. При этом было подчеркнуто, что особое внимание следует уделить вопросам кадрового обеспечения, а также отмечено, что сегодня в первичном звене не хватает более 25 тысяч врачей и более 130 тысяч средних медицинских работников, среднего медперсонала. Первичная медико-санитарная помощь - это основа всей системы оказания медицинской помощи, и ее вклад в здоровье каждого человека составляет не менее 60 процентов.
В силу статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие соответственно медицинское или иное образование, фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Переход к процедуре аккредитации вышеобозначенных специалистов начался с 1 января 2016 года (ч. 1.1 ст. 100 вышеуказанного Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Согласно п. 4 Положения об аккредитации специалистов (утвержденного Приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н) лица, завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, имеющие документы об образовании и (или) о квалификации установленного действующим законодательством образца, проходят первичную аккредитацию (далее по тексту - Выпускники). Как правило, период освоения указанных образовательных программ заканчивается не ранее 1 июля, а период прохождения первичной аккредитации - до конца июля.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в период с 1 апреля по 15 июля осуществляется призыв на военную службу. На практике сложилась ситуация, при которой Выпускники мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете, не успевают до 15 июля пройти первичную аккредитацию, т.к. подлежат призыву на военную службу.
В целях сохранения профессиональных кадров из числа вышеобо-значенных Выпускников настоящим проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предлагается предоставить право отсрочки Выпускникам исключительно на период прохождения первичной аккредитации специалиста, т.е. на период до 1 октября года прохождения аккредитации специалиста. Это позволит Выпускникам своевременно получить свидетельство об аккредитации специалиста и, как следствие, право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации, в том числе и в период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Поскольку речь идет только о первичной аккредитации Выпускников мужского пола, которых по данным Воронежской области 18,4% (в 2019 году - из 1521 - 281, что составляет 18,4%), предлагается право на такую отсрочку предоставлять только один раз.
Согласно Приказу Минздрава России от 06.06.2016 года N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему" свидетельство об аккредитации специалиста выдается аккредитационной комиссией лицу, впервые признанному прошедшим аккредитацию специалиста, не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию специалиста и действует в течение 5 лет с даты подписания протокола заседания аккредитационной комиссии, содержащего решение аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию специалиста.
Настоящий законопроект направлен на эффективное решение поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задач о незамедлительном принятии дополнительных мер по укреплению первичного звена здравоохранения.
Принятие законопроекта позволит к моменту начала следующего призыва на военную службу - 1 октября обеспечить возможность лицам, завершившим освоение основных образовательных программ высшего и среднего звена медицинского и фармацевтического образования, исполнить воинскую обязанность и по окончании срока военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, незамедлительно приступить к осуществлению профессиональной медицинской или фармацевтической деятельности. Таким образом, правовые положения настоящего законопроекта позволяют частично решить одну из основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации о кадровом обеспечении, предусматривающую, в том числе, устранение дисбаланса между наличием медицинских работников определенных специальностей и категорий и потребностью в таких работниках, особенно в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.