Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 916220-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан с целью установления обоснованного и справедливого порядка расчета размера платы собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С принятием и вступлением в силу на всей территории Российской Федерации Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги вошла плата за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ранее указанная плата входила в состав платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
Из содержания указанного раздела, а также формулы 9(1) приложения 2 к указанным Правилам размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит расчету либо исходя из количества лиц, проживающих в жилом помещении, либо, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения, исходя из общей площади жилого помещения. При этом в любом из указанных случаев в расчете используется норматив накопления твердых бытовых отходов.
Из содержания статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 установлен Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктами 7-11 указанного Порядка в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживает определенная доля общей численности населения поселения или городского округа. На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Тем не менее, независимые замеры отходов, проводимые общественными объединениями и гражданами, показывают, что утвержденные в субъектах Российской Федерации нормативы накопления твердых бытовых отходов не во всех случаях отражают реальные объемы накопления твердых бытовых отходов по отношению к конкретным многоквартирным домам, а подчас являются завышенными в несколько раз с учетом фактического расчета, основанного на данных об емкости используемых контейнеров и периодичности вывоза отходов.
Решение указанной законодательной проблемы возможно в случае наделения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме полномочиями на принятие решения об определении размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в данном многоквартирном доме исходя из фактического объема вывезенных твердых коммунальных отходов. В таком случае целесообразно наделить организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, полномочиями по заключению с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (в интересах всех собственников помещений в многоквартирном доме) по аналогии с положением пункта 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354. При непосредственном управлении многоквартирным домом заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами будет осуществляться в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю - собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме осуществляется на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который заключается с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Учитывая изложенное, настоящим законопроектом предлагается:
дополнить часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации новым пунктом 4.6, согласно которому к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме будет отнесено принятие решения об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из фактического расчета за оказанную услугу в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления";
дополнить часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации положением, предполагающим возможность определения объема потребляемых коммунальных услуг, используемого при расчете размера платы за коммунальные услуги, не только исходя из показаний приборов учета или нормативов потребления коммунальных услуг, но также исходя из фактического расчета за оказанную услугу в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления";
дополнить статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации частью 11.2, предусматривающей обязательность для организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из фактического расчета за оказанную услугу в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме;
дополнить статью 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" пунктом 4.1, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирного дома, общее собрание собственников которого приняло решение об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из расчета за фактически оказанную услугу, заключается на основании заявки уполномоченного лица, которая должна содержать сведения об объеме контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах сбора твердых коммунальных отходов, и графика вывоза твердых коммунальных отходов.
Внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в части установления на законодательном уровне обозначенной модели правового регулирования позволит исключить случаи применения нормативов накопления твердых коммунальных отходов в тех многоквартирных домах, в которых их применение ведет к необоснованному завышению размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, создаст необходимые правовые гарантии соблюдения прав и законных интересов граждан.
Принимая во внимание необходимость приведения подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с новыми требованиями, законопроектом предусмотрено вступление соответствующих изменений в силу с 01 января 2021 года.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.