Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 916612-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам жилой инфраструктуры.
В последнее время реализуется государственная программа "Доступная среда", успех которой во многом сдерживается несозданными организационно-правовыми условиями беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах. На основе количества обращений инвалидов и родителей детей-инвалидов в органы власти и общественные организации инвалидов жилищная проблема является основной в вопросах интеграции людей с инвалидностью в общество. Маломобильные категории населения, в первую очередь, инвалиды на колясках, проживая в не приспособленных для их нужд квартирах и особенно в домах без лифта, лишены возможности для независимой жизнедеятельности. Родители детей-инвалидов, имеющих трудности с передвижением, сталкиваются также с большими проблемами качества жизни.
Одной из актуальных задач является приспособление жилого фонда, так как большинство жилых домов сложившейся застройки были построены по проектам, не отвечающим требованиям доступности для инвалидов. Важным направлением является проведение работ по приспособлению квартир инвалидов-колясочников и входных групп подъездов, в которых они проживают. В условиях, когда строительство нового жилья, приспособленного для инвалидов с ограниченной мобильностью, строится недостаточно, попытки улучшить доступность жилых помещений для этой категории инвалидов путем использования специальных технических средств (пандусов, подъемников) сталкиваются в регионах с серьезными трудностями. В первую очередь, это вызвано несовершенством законодательства.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В связи с этим Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия доступности для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски).
При этом не определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по данному вопросу в Жилищном кодексе Российской Федерации и других базовых федеральных законах.
Законопроект направлен на устранение пробелов в законодательстве в части полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа к объектам жилой инфраструктуры путем внесения поправок в статьи 12, 13 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие данных поправок позволит в том числе включать в бюджеты всех уровней средства на обеспечение доступности жилых помещений инвалидов.
Несмотря на принятие Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 462-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах", имеются случаи возражений жителей против установки пандусов, подъемных платформ, а также требования о демонтаже уже установленных устройств.
Установленное в многоквартирном доме оборудование (подъемные платформы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов используется исключительно инвалидами. Остальные собственники жилых помещений не эксплуатируют данное оборудование.
Вместе с тем стоимость установки оборудования (подъемных платформ) может достигать нескольких сотен тысяч рублей, а его обслуживание - нескольких десятков тысяч рублей ежемесячно. На собственников помещений многоквартирного дома ложится значительное бремя содержания такого оборудования, которое установлено без их согласия и не используется подавляющим большинством собственников.
Фактически установленное оборудование в местах общего пользования многоквартирного дома создает трудности при их использовании остальными собственниками жилых помещений, особенно учитывая малые размеры лестничных маршей и площадок в значительном числе многоквартирных домов.
Сложившаяся ситуация провоцирует конфликты и необоснованную агрессию соседей по отношению к инвалидам, имеются случаи преднамеренной порчи и уничтожения оборудования. В настоящее время имеется ряд судебных прецедентов, когда собственники жилых помещений отказывались принимать оборудование на баланс дома, и органы местного самоуправления были вынуждены обращаться в суд с требованием признать оборудование общим имуществом дома.
Действующим законодательством (часть 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусмотрена возможность расширения перечня общего имущества многоквартирного дома без согласия собственников. Учитывая обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации) законопроектом предусматривается не вводить обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию имущества, по установке которого собственники решений не принимали.
В связи с этим законопроектом вносится изменение в часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласного которого к общему имуществ многоквартирного дома не относится механическое оборудование (подъемные платформы), приспособленное без привлечения денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме и обслуживающее исключительно инвалидов со стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения. Расходы на содержание такого оборудования предлагается осуществлять за счет бюджетных средств в зависимости от вида жилищного фонда. Финансирование мероприятий по обеспечению доступности жилых помещений инвалидов будет осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
Статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается на региональном и муниципальном уровне содержание имущества, предназначенного для обеспечения жизнедеятельности инвалидов, за счет средств соответствующего бюджета.
Принятие законопроекта станет правовой основой решения вопросов беспрепятственного доступа для инвалидов к жилому помещению в многоквартирных домах.
Председатель |
А.А. Анохин |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансирование мероприятий по обеспечению доступности жилых помещений инвалидов будет осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в:
1) Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
5) постановление Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.