Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 920853-7 "Об упразднении Охотского районного суда Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении Охотского районного суда Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Данный законопроект направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Хабаровского края.
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" определено, что действующая система судов общей юрисдикции требует дальнейшей оптимизации путем упразднения малосоставных судов и укрупнения судебных районов с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассматривает в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, - уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей - пятой, 132 частями третьей - пятой, 134 частями четвертой - шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, первой.1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой - третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 - 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Хабаровского края действует Охотский районный суд, штатная численность судей в котором составляет две единицы (в настоящее время одна вакантна), что делает невозможным реализацию требования Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей.
Кроме того, Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 467-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" часть вторая статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1, согласно которому судья районного суда и коллегия из шести присяжных заседателей рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет. Данные положения вступили в силу с 01 июня 2018 года. Таким образом, Охотскому районному суду Хабаровского края необходимо рассматривать уголовные дела с участием присяжных заседателей по вышеперечисленным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в связи с малой численностью населения, проживающего в Охотском районе Хабаровского края, возникают трудности с формированием коллегии присяжных заседателей.
В силу частей 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" в качестве основного принципа отбора кандидатов в присяжные заседатели, позволяющего сформировать законный состав суда, предусматривается их постоянное проживание на территории, на которую распространяется юрисдикция суда, рассматривающего уголовное дело.
Закрепление положений о том, что юрисдикция Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края будет распространяться на территорию Охотского района Хабаровского края, позволит устранить проблемы с формированием коллегии присяжных заседателей.
Анализ нагрузки судей Охотского районного суда Хабаровского края в течение нескольких лет и перспектива изменения численности населения Охотского района Хабаровского края свидетельствуют о нецелесообразности введения в указанном суде дополнительных единиц судей. В этом случае нагрузка на каждого из судей по рассмотрению дел будет значительно ниже средней по Хабаровскому краю. Так, средний краевой показатель нагрузки в 2015 году составил 44,9 дела и материала в месяц, в 2016 году - 47,3, в 2017 году - 40,5, в 2018 году - 39,1, а на судью Охотского районного суда Хабаровского края соответственно 25,3; 22,5; 17,1 и 24.7 дела и материала.
При этом увеличение штатной численности судей в Охотском районном суде Хабаровского края повлечет дополнительные расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение судей и работников аппарата указанного суда, что представляется нецелесообразным.
В этой связи выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения Охотского районного суда Хабаровского края с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащего Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края. При этом штатная численность судей и работников аппарата упраздняемого суда передается в вышеназванный городской суд, который продолжает действовать с расширением его юрисдикции за счет упраздняемого суда.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, на территории Охотского района Хабаровского края предлагается создать постоянное судебное присутствие Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края.
Наземные пути сообщения с р.п. Охотск отсутствуют. В настоящее время существует прямое авиационное сообщение между г. Николаевском-на-Амуре и р.п. Охотск.
Размещение постоянного судебного присутствия в помещении упраздняемого Охотского районного суда Хабаровского края в р.п. Охотск не только позволит обеспечить доступность для населения указанного района органов судебной власти и избавит от необходимости расширения площадей здания, занимаемого в настоящее время Николаевским-на-Амуре городским судом Хабаровского края, но и обеспечит возможность с наименьшими финансовыми и временными потерями передвигаться судьям и участникам судебных заседаний в пределах юрисдикции одного суда.
Таким образом, принятие законопроекта в качестве федерального закона не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как схема размещения судов фактически не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
Представленный к рассмотрению проект федерального закона направлен на совершенствование структуры районных (городских) судов Хабаровского края и позволит обеспечить наиболее оптимальное ее функционирование.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об упразднении Охотского районного суда Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края"
Принятие и реализация Федерального закона "Об упразднении Охотского районного суда Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края" потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в объеме 297 288,00 рубля, из них:
1) выплаты при сокращении администратора Охотского районного суда Хабаровского края - 282 288,00 рубля;
2) материальное обеспечение (вывески, печати, бланки) - 15 000,00 рубля.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией федерального закона, возможно осуществить за счет средств текущего финансирования.
Дополнительные субвенции на осуществление государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции не потребуются в связи с тем, что списки и запасные списки кандидатов в присяжные заседатели по муниципальным образованиям Хабаровского края на период 2018 - 2021 годов в федеральные суды, исполняющие правосудие на территории Хабаровского края, подписаны Губернатором Хабаровского края 29.03.2018.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении Охотского районного суда Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края"
Принятие Федерального закона "Об упразднении Охотского районного суда Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.