Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 929623-7 "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Плата за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета потребления коммунальных услуг рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации). Эти нормативы определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг определяются двумя способами: методом аналогов и расчетным методом (раздел III Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила).
Метод аналогов позволяет определять нормативы потребления коммунальных услуг в размере, максимально приближенном к фактическому потреблению коммунальных услуг в оборудованных приборами учета многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Данный метод является наиболее прозрачным, так как не позволяет существенно завышать объемы при определении нормативов потребления коммунальных услуг.
Несмотря на то, что разделом III Правил установлен приоритет применения метода аналогов при определении нормативов потребления коммунальных услуг, его положения по своему нормативному содержанию не являются императивными, о чем свидетельствует правоприменительная практика. Органы регулирования при определении норматива потребления коммунальных услуг применяют расчетный метод даже в том случае, если возможно было применение метода аналогов. При этом имеется множество судебных актов, отменяющих положения нормативных документов, на основании которых определялся норматив потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода в то время, когда можно было применять метод аналогов (Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2018 года N 48-АПГ18-3, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2017 года N 65-АПГ17-6, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 72-АПГ17-5, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2017 года N 80-АПГ17-10 и др.).
Следует отметить, что, поскольку на размер платы граждан за коммунальные услуги большое влияние оказывает норматив потребления коммунальных услуг, длительное разбирательство в административном (органом государственного жилищного надзора) и судебном порядке обоснованности применения метода его определения приводит к необоснованным начислениям гражданам соответствующей платы в этот период.
В целях внесения ясности в нормативное регулирование и исключения случаев неприменения метода аналогов при определении размера нормативов потребления коммунальных услуг, влекущее необоснованный и несправедливый расчет платы за коммунальные услуги гражданам, законопроектом предлагается установить императивный характер применения метода аналогов при определении норматива потребления коммунальных услуг. Применение этого метода позволит установить наиболее приближенные для конкретного типа домов объемы потребления коммунальных услуг, не допустить необоснованного их завышения и, как следствие, получения от граждан неосновательного обогащения.
Законопроект защищает интересы граждан, устраняя правовую неопределенность в регулировании порядка определения норматива потребления коммунальных услуг, имеющуюся в Правилах. При этом, не подменяя компетенцию Правительства Российской Федерации, положения законопроекта устанавливают основу определения норматива потребления коммунальных услуг, которая в дальнейшем конкретизируется нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.