Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 961114-7 "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции" (далее - законопроект) разработан в целях реализации дополнительных мер помощи пострадавшим от последствий пандемии новой коронавирусной инфекции (далее - КВИ).
Принятые в настоящее время меры поддержки в отношении физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением КВИ, касаются обязательств, которые возникли в период наступления пандемии.
При этом у данной категории лиц существуют финансовые обязательства, возникшие ранее, по которым вынесены судебные решения и решения налоговых органов, и по которым осуществляется принудительное исполнение (списание денежных средств, арест имущества, привлечение к административной и уголовной ответственности).
Таким образом, в отношении лиц, получивших поддержку от государства, продолжают применяться принудительные меры по изъятию доходов, иных денежных средств и имущества.
В частности, на принудительном исполнении в ФССП России находятся исполнительные производства о взыскании налогов, сборов или кредитной задолженности в отношении:
должников - организаций и индивидуальных предпринимателей, - в количестве более 2,7 млн., с суммой задолженности - более 870 млрд рублей, из них кредиты - на сумму более 630 млрд рублей;
физических лиц, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов - 1,6 млн, на сумму более 340 млрд рублей, из которых кредиты более 332 млрд рублей.
В этой связи, законопроектом предлагается установить особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии КВИ.
Предлагаемые законопроектом нормы распространяются на должников - юридических лиц, должников - индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения КВИ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также на должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов, если совокупный размер пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца должника-гражданина составляет менее двух величин минимального размера оплаты труда.
В частности, законопроектом предлагается должнику - юридическому лицу или должнику - индивидуальному предпринимателю предоставить рассрочку исполнения требований исполнительных документов о взыскании задолженности по налогам, сборам, страховым взносам или кредитному договору (займу) без обращения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшему исполнительный документ, если сумма задолженности не превышает 15 млн рублей.
Рассрочка подлежит предоставлению на срок указанный в заявлении, но не более чем на 12 месяцев и не позднее, чем до 1 августа 2021 года, если Правительством Российской Федерации не установлен иной срок.
По исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, содержащих требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) на сумму не более 1 млн рублей, в отношении должников - граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и иного имущества (права на которые подлежат государственной регистрации), если совокупный размер пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца должника-гражданина составляет менее двух величин минимального размера оплаты труда, предоставляется на основании их заявления рассрочка. Рассрочка представляется без обращения в суд, выдавший исполнительный документ, на срок указанный в заявлении (с приложенным графиком платежей), но не более чем на 24 месяца и не позднее, чем до 1 июня 2022 года, если Правительством Российской Федерации не установлен иной срок.
При этом в целях защиты указанной категории граждан, юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", будет не вправе осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности в отношении такого должника.
Наряду с этим, в целях обеспечения безопасности граждан в период карантинных мероприятий, законопроектом предполагается установить положения, согласно которым в отношении должников - граждан, должников - индивидуальных предпринимателей до 1 октября 2020 года включительно, если иной срок не установлен Правительством Российской Федерации, не будут применяться меры принудительного исполнения, связанные с арестом и изъятием имущества должника, находящегося по месту их жительства (пребывания), за исключением транспортных средств.
При этом в целях исключения фактов отчуждения должниками имущества, будут осуществляться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на осуществление регистрационных действий в отношении имущества (права на которые подлежат государственной регистрации).
Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан и организаций и минимизировать негативные последствия распространения КВИ.
Законопроект соответствует положением Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также отрицательно не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции"
Принятие проекта федерального закона "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции"
Принятие федерального закона "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.